МАТФЕ́Й
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАТФЕ́Й (греч. Ματθαῖος), один из двенадцати апостолов, автор Евангелия от Матфея. До призвания его Иисусом Христом, вероятно, был мытарем (Мф. 9:9; 10:3), т. е. сборщиком налогов, поэтому святоотеч. традиция отождествляет М. с мытарем Левием, который упоминается в Евангелии от Марка (2:14) и Евангелии от Луки (5:27) (однако с точки зрения ономастики сочетание имён «Левий Матфей» является невозможным). По преданию, после Пятидесятницы М. проповедовал Евангелие в Сирии, Мидии, Персии и Парфии, принял мученич. кончину в Эфиопии.
В Евангелии от Матфея нет указания на авторство; самое раннее упоминание имени автора этого Евангелия восходит к свидетельству Папия Иерапольского (ок. 130), сохранённому Евсевием Кесарийским в соч. «Церковная история». Атрибуция Евангелия от Матфея одному из двенадцати апостолов поддерживается раннехристианским преданием (Ириней Лионский, Иероним Блаженный, Ориген, Кирилл Иерусалимский и др.). Вплоть до 19 в. считалось, что Евангелие от Матфея было написано первым из всех Евангелий, другие же евангелисты использовали его как основу для своих текстов (точка зрения, высказанная блж. Августином). В 20 в. в библеистике господствующей стала т. н. теория двух источников, согласно которой М. использовал материал Евангелия от Марка, а также материал т. н. источника Q (см. в ст. Евангелие). В связи с таким представлением о происхождении Евангелия от Матфея появилось мнение, отвергающее отождествление его автора с апостолом из числа 12, поскольку М., будучи единственным из евангелистов-синоптиков свидетелем земной проповеди Христа, при составлении Евангелия должен был основываться на собств. воспоминаниях, а не использовать разл. письменные и устные источники. Присущий Евангелию от Матфея универсализм позволил некоторым исследователям выдвинуть теорию о языческом происхождении его автора.
О времени написания Евангелия от Матфея данные святоотеч. традиции разнятся: одни авторы указывают на время правления имп. Калигулы (37–41), другие – имп. Нерона (54–68). Исходя из представления совр. библейской критики о написании Евангелия от Матфея после Евангелия от Марка, временем написания Евангелия от Матфея называется период после разрушения Иерусалимского храма (70). При этом, поскольку в Евангелии от Матфея не нашла отражения борьба христианства с гностицизмом, ставшая актуальной к кон. 1 в., временем его написания могут считаться 70–80-е гг. Местом написания, исходя из церковного предания, чаще всего называют Иерусалим или Сирию.
Раннехристианские авторы свидетельствуют о том, что первоначальным языком Евангелия от Матфея был еврейский (или арамейский). В то же время все самые ранние известные рукописи этого Евангелия написаны на общегреческом яз. – койне. Ряд совр. учёных полагают, что оригинальным языком Евангелия был греческий, поскольку, напр., все цитаты из Ветхого Завета, встречающиеся в нём, соответствуют греч. переводу Септуагинты, а не масоретскому тексту. Др. учёные считают, что ранний текст на евр. (или арамейском) яз., который, возможно, восходит к М., примерно в 80-е гг. 1 в. был переведён на греч. яз. и отредактирован в Антиохии. Совокупность историч. свидетельств и данные самого Евангелия от Матфея указывают, что его адресатом была иудеохристианская община (те, к кому обращено Евангелие, должны были хорошо знать пророчества Ветхого Завета, традиции и обряды Израиля, особенности географии и топонимики Палестины), открытая к проповеди язычникам.
В целом структура Евангелия от Матфея соответствует общесиноптической и следует хронологии земной жизни Спасителя. Особенностью этого Евангелия является ярко выраженное стремление систематизировать излагаемый материал. Примером служит стройная структура родословия Христа (Мф. 1). Систематизация материала по тематич. принципу, использование повторов и параллелизмов свидетельствуют о том, что для автора важнейшей задачей было не соблюдение хронологич. точности повествования, которая при этом неизбежно нарушается, а достижение наилучшего понимания богословского содержания Евангелия теми, кому оно адресовано. В отличие от других, Евангелие от Матфея содержит более подробное повествование о Рождестве Христовом (1–2). Заповеди блаженства, присутствующие также в Евангелии от Луки, открывают Нагорную проповедь (5–7), при этом собранный в одну большую речь Спасителя материал изложен тематически. Речь Христа перед отправлением апостолов на проповедь (10) и Его речь против фарисеев (23) имеют в Евангелии от Матфея существенные дополнения. Евангелие содержит ряд уникальных чудес и притч: о пшенице и плевелах (13:24–30; 13:36–43), о сокровище на поле (13:44), о неводе (13:47–50) и др. Проповеди и поучения Христа дополняются совершаемыми Им чудесами: 10 чудес следуют после Нагорной проповеди (8–9); чудеса, являющие реальность Божественного мира – умножение хлебов (14:15–20) и хождение по водам (14:25–32), – следуют за спорами Христа с фарисеями (12:1–45) и учением о Царствии Небесном в притчах (13).
Особенности богословия Евангелия от Матфея в значит. мере определяются его адресатом – уверовавшими во Христа иудеями и язычниками. Это Евангелие характеризуется универсализмом. Так, первыми к рождённому Христу приходят волхвы с Востока (2:1–2); Христос не оставляет без внимания веру рим. сотника (8:5–13); первоначальный запрет ученикам общаться с язычниками (10:5) отменяется Самим Христом, который видит пламенную веру язычницы (15:22–28). Кульминацией универсалистской тенденции является повеление, данное воскресшим Христом апостолам, научить и крестить все народы (28:19). Центр. богословское провозвестие Евангелия от Матфея заключается в том, что Иисус из Назарета есть истинный Мессия (Христос), предсказанный пророками Израиля, в котором Бог явил Себя миру. Это богословское положение определяет особенности христологии Евангелия: многократное (более 60 раз) обращение к ветхозаветным пророчествам и указание на их исполнение в Иисусе, множество мессианских титулов, которые евангелист употребляет по отношению к Иисусу (Христос, Сын Человеческий, Сын Божий, Сын Давидов, Сын Авраамов). Через Иисуса, Сына Божия, через Его проповедь, смерть и воскресение к верующим приходит Царствие Небесное (Царствие Божие). Царствие уже присутствует (11:12; 12:28 и др.) и вместе с тем – это эсхатологич. реальность (5:19; 16:28 и др.), которая откроется через конечный суд над людьми (25:31–46). Местом, в котором сопрягается Царствие, пришедшее и грядущее, является Церковь. Именно в Евангелии от Матфея появляется термин «церковь» (16:18–19; 18:17), относящийся к новозаветной общине, основанной Христом. Церковь утверждается Христом на камне веры (16:18), к ней адресует Господь Свою речь (10) и наставления (18). Значит. богословской темой Евангелия является тема ученичества. Праведность учеников проявляется в их преданности Божественному учителю и Его учению, на верных учениках почивает Св. Дух (10:20), им обещана жизнь вечная (19:29).
Открытым остаётся вопрос о причине своеобразной антиномии Евангелия от Матфея: с одной стороны, из синоптич. Евангелий оно наиболее укоренено в традиции и веровании Израиля, с др. стороны, именно в нём наиболее сильно звучит антииудейская полемика.
Дни памяти М.: по календарю Рус. православной церкви – 16(29) нояб. и 30 июня (13 июля) в Соборе 12 апостолов; по календарю Римско-католич. церкви – 21 сентября.
Иконография
Изображения М. в числе др. апостолов известны с 4 в. (фреска катакомбы Марка и Марцеллиана, до 340; рельефы раннехристианских саркофагов, мозаики ц. Санта-Пуденциана, 5 в.; все – в Риме). В ранний период М. нередко предстаёт юным, безбородым (мозаика Архиепископской капеллы в Равенне, 6 в.), иногда мужем средних лет или седовласым бородатым старцем. К 12 в. в визант. и зап.-европ. иск-ве утвердился тип М.-старца с длинной, суженной на конце седой бородой. Атрибут М. как евангелиста – книга, реже свиток, принадлежности для письма. Его персональные атрибуты – человек (Евангелие из Дарроу, 660–680, Б-ка Тринити-колледжа, Дублин) или ангел, согласно толкованиям святых Иеронима и Иринея Лионского, а также меч или топор – орудие казни (редко, только в католич. традиции). Иконография М., пишущего Евангелие, сложилась в раннехристианском иск-ве под влиянием античных портретов философов и поэтов, получила распространение в послеиконоборч. период. Обычно М., как и др. евангелисты, сидит перед столом с книгой или свитком, реже стоит (тип античного ритора; Псалтирь, 10 в., Нац. б-ка, Париж). На миниатюрах Евангелий ангел нередко трактуется как персонификация Премудрости.
М. изображали среди др. евангелистов в монументальных росписях (преим. на подкупольных парусах), в сюжетах евангельского цикла, в композиции «Собор апостолов» и в её варианте, получившем назв. «Союзом любве связуеми апостоли», на царских вратах (в др.-рус. иск-ве; напр., врата из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, 1425–27). Икона М. могла входить в деисусный ряд визант. темплона (ок. 1360, мон. Хиландар на Афоне), обязательно включалась в состав развёрнутого «апостольского» деисуса. В сюжетах «Апостольских страданий», известных в визант. иконографии с 10–11 вв. (Минологий Василия II), изображалось сожжение М. язычниками (икона «Распятие с апостольскими страстями» Фёдора Никитина Рожнова, 1699, Историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»). Житийные циклы М. в визант. и др.-рус. иск-ве редки, включают сцены: призвание М., его проповедь, явление ему Христа в облике юноши с жезлом, встреча М. с епископом Платоном и чудесное произрастание древа, явление апостолу в темнице, посрамление воинов правителя Фульвиана, исцеление Фульвиана от слепоты, мучение М. (сожжение на костре), ввержение в море ковчега с мощами и его чудесное обретение (икона «Св. евангелист Матфей с деяниями», кон. 17 в., Худож. музей, Ярославль).
Сцены из зап.-европ. апокрифич. варианта житийного цикла М., с исцелением царевны Ифигении, дочери царя Эгиппа, можно встретить на посвящённых святому алтарных образах: триптих Андреа Орканьи и Якопо ди Чионе для ц. Орсанмикеле во Флоренции (ок. 1367–69, галерея Уффици, Флоренция), «Алтарь святых Фомы и Матфея» Б. ван Орлея (1510-е гг., Худож.-историч. музей, Вена; Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Образ М. в числе других предстоящих – на алтарных образах «Кортонский полиптих» Фра Анджелико (ок. 1437, Музей религ. иск-ва, Кортона), «Богоматерь со св. Матфеем» Аннибале Карраччи (1588, КГ, Дрезден) и др. Во Флоренции М. считался покровителем цеха менял; его статуя работы Л. Гиберти – в одной из ниш ц. Орсанмикеле (1419–23). Сохранилась неоконченная статуя Микеланджело из неосуществлённой серии апостолов для хора флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1503, Галерея Академии, Флоренция).
Сюжет «Призвание св. Матфея» нередко становился поводом для создания жанровых сцен (с изображениями ростовщиков, игроков и др.): «Призвание Матфея» М. ван Реймерсвале (1536, Музей изобразит. искусств, Гент); В. Карпаччо в панно из Скуолы-ди-Сан-Джорджо-дельи-Скьявони (1502) поместил сцену «Призвания Матфея» в венецианский гор. ландшафт и представил М. в богатых совр. одеждах. В цикле Караваджо для капеллы Контарелли ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме («Призвание св. Матфея», «Мученичество св. Матфея», оба 1599–1600, «Св. Матфей и ангел», 1602–03) жанровость соединяется с драматизмом, который подчёркивается светотеневыми контрастами. В дальнейшем к подобной трактовке данного сюжета обращались мастера караваджизма – Ж. де Латур («Платёж», 1630–35, КГ, Львов). Х. Тербрюгген («Призвание св. Матфея», 1616, Музей изобразит. искусств, Будапешт; 1621, Центр. музей, Утрехт) и др. В картине «Призвание св. Матфея» Ф. Снейдерса (при участии А. ван Дейка, ок. 1620, Худож.-историч. музей, Вена) первый план занимает изображение рыбного рынка. Жанровый характер домашней сцены имеют изображения М. с ангелом на картинах Ф. Халса (1620-е гг., Музей зап.-европ. и вост. иск-ва, Одесса), Г. Рени (1635–1640, Ватиканские музеи), Рембрандта (1661, Лувр, Париж).