ЕВАНГЕЛИ́СТЫ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВАНГЕЛИ́СТЫ (греч. εὐαγγελισταί, дословно – благовестники), изначально в христианской Церкви – апостолы, устно проповедовавшие Евангелие. Уже в апостольскую эпоху служение Е. превратилось в одно из регулярных церковных служений, наряду с апостолами, пророками, пастырями и учителями (Еф. 4:11). Хотя странствующие проповедники под именем Е. упоминаются в источниках вплоть до 4 в., это наименование постепенно закрепляется только за составителями четырёх записанных канонич. Евангелий – апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Достоверных сведений об их жизни и служении сохранилось немного. В совр. протестантских деноминациях наименование «Е.» часто прилагается к обычным миссионерам.
Иконография. Наиболее ранние изображения Е. появляются в 4 в. (фреска в катакомбах Петра и Марцеллина, Рим, ок. 340; саркофаг из Латерано, 2-я пол. 4 в.). С 6 в. Е. изображаются на ранневизантийских крестах-пекторалях, а также на миниатюрах Евангелий – в качестве авторов, пишущих книги Нового Завета («Россанский кодекс»; «Евангелие Раввулы»). Такие изображения Е. получили широкое распространение и в зап.-европ. книжной миниатюре. В храмах образы Е. традиционно помещали под куполом (на парусах). Матфей и Иоанн чаще представали в виде старцев с длинными седыми бородами, Марк и Лука – как мужи средних лет, в античных одеяниях. В 10 в. в визант. иск-ве складывается композиция с ап. Иоанном, диктующим ученику Прохору Апокалипсис на о. Патмос. Иоанн фигурирует также в циклах иллюстраций к Апокалипсису (А. Дюрер, 1497–98). Иоанн ещё в позднем Средневековье приобрёл облик юноши («Святой Иоанн на Патмосе» бр. Лимбург – миниатюра из «Роскошного часослова герцога Беррийского», ок. 1411–16, Музей Конде, Шантийи); позднее эта традиция сохранялась (алтарные картины «Иоанн Евангелист на острове Патмос» И. Босха, ок. 1505, Гос. музеи, Берлин, и Х. Бургкмайра, 1518, Старая пинакотека, Мюнхен; барельефы Ж. Гужона, изображающие четырёх Е., 1544–45, Лувр, Париж; «Евангелист Иоанн» Эль Греко, 1600, Прадо, Мадрид, и др.).
Древнейшее изображение символов Е. (ср. Откр. 4:6–8): человек или ангел (Матфей), лев (Марк или Иоанн), телец (Лука) и орёл (Иоанн или Марк) относится к рубежу 4–5 вв. (пластина слоновой кости с рельефом «Жёны-мироносицы у Гроба Господня» из собрания Тривульчи, Милан). В зап. иск-ве символы распределяли соответственно толкованию Иеронима Блаженного (лев – Марк, орёл – Иоанн), в восточном – наоборот, согласно Иринею Лионскому. В миниатюрах и мозаиках символы помещали по сторонам мандорлы Христа (ц. Осиос-Давид в Фессалониках, 5 в.). В мозаиках ц. Санта-Пуденциана в Риме (5 в.) и Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне символы Е. помещены рядом с Христом на небесах. Миниатюры с Христом, Е. и их символами включали также в Евангелия перед таблицами канонов. Символы Е. стали неотъемлемой частью композиции «Majestas Domini» в миниатюрах и в рельефах ром. и готич. соборов. В визант. иконографии аналог этого сюжета появился в 12–13 вв., на Руси («Спас в силах») – в кон. 14 в. В 16 в. на рус. почве сложился ещё один подобный иконографический тип – Богоматерь «Неопалимая Купина». С 14 в. в др.-рус. иск-ве известны изображения Е. на створках царских врат, с «Благовещением» в навершии. В 16–17 вв. этот тип врат становится преобладающим. В 17 в. фигуры Е. на вратах стали поясными, с раскрытыми книгами, нередко с символами. Во 2 пол. 17 в. под влиянием зап.-евр. иконографии символом Марка в рус. иск-ве стал лев, а Иоанна – орёл. Прежнее распределение символов устойчиво сохраняется у старообрядцев. Марк и Лука, апостолы из числа семидесяти, часто изображались среди двенадцати первых учеников Христа, восполняя Иакова Малого и Иуду, брата Божиего (в апостольском деисусном ряду рус. иконостасов со 2 пол. 17 в.).
В европ. иск-ве с кон. 16 в. получает распространение жанрово-повествовательная традиция в изображении Е. («Призвание апостола Матфея» М. да Караваджо, 1599–1600, ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим; «Евангелист Матфей с ангелом» Рембрандта, 1661, Лувр, Париж, и др.). В иск-ве 19–20 вв. иногда возрождается древняя «иконописная» традиция изображения Е. (цикл «Евангелисты» Н. С. Гончаровой, 1911, ГРМ).