КАНО́Н БИБЛЕ́ЙСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНО́Н БИБЛЕ́ЙСКИЙ, собрание священных книг, признаваемых авторитетными той или иной христианской Церковью или общиной, а также порядок расположения этих книг в канонич. списке. Священное Писание христиан – Библия – включает два отдельных, но содержательно и структурно взаимосвязанных канона – Ветхий Завет и Новый Завет.
Формирование канона Ветхого Завета связано с возникновением иудаизма. Не позднее 1 в. н. э. в иудаизме сформировалось представление о том, какие книги являются священными. Впоследствии этот список книг, который иногда называют масоретским, или палестинским (по происхождению), каноном (евр. Библией), стал нормативным для всех евр. общин. Он разделён на три отдела: Закон, Пророки и Писания. Закон, или Пятикнижие Моисеево, включает книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В отдел Пророки входят: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги 1-я и 2-я Самуила (в греч., слав. и рус. переводах это 1-я и 2-я Царств книги), 1-я и 2-я Книги Царей (соответственно 3-я и 4-я Книги Царств), Исайи, Иеремии, Иезекииля и 12 «малых пророков» (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии). В число Писаний входят книги: Иова, Псалтирь, Притчей Соломоновых книга, Экклезиаста, Песни Песней книга, Плача Иеремии, Руфи, Есфири, Даниила, Ездры, Неемии и две Книги Хроник (1-я и 2-я Паралипоменон). Помимо масоретского канона, в древнем иудаизме в разных его ответвлениях и в некоторых локальных общинах существовали др. варианты канона. Принято считать, что в основу Септуагинты (греч. перевода евр. священных книг) лёг т. н. александрийский канон. Возможно, он мало отличался от масоретского. Тем не менее в самых ранних кодексах Септуагинты 4–5 вв. обнаруживаются неск. книг, которых нет в масоретском каноне: Иудифь; Товита книга; Премудрость Соломона; Премудрость Иисуса, сына Сирахова; Послание Иеремии; Книга Варуха; Маккавейские Книги и Книга Ездры, отличная от одноим. книги масоретского канона.
В перечнях канонич. книг Ветхого Завета, приводимых в сочинениях христианских писателей 2–4 вв., помимо книг масоретского канона, иногда присутствуют Послание Иеремии и Книга Варуха. Лаодикийским собором (2-я пол. 4 в.) был утверждён список канонич. книг Ветхого Завета, который оказался почти идентичен списку книг масоретского канона (включены также Послание Иеремии и Книга Варуха, которые вместе с Книгой Плач Иеремии вошли в состав Книги Иеремии). В отличие от масоретского канона, в христианском каноне выделяются 4 раздела: Пятикнижие, историч. книги, учительные (или поэтические) книги, пророческие книги. Отсутствовавшие в масоретском каноне книги: Иудифь; Товит; Премудрость Соломона; Премудрость Иисуса, сына Сирахова; Маккавейские Книги и Книга Ездры (в разных христианских традициях имеет наименования 1-я Ездра, 2-я Ездра или 3-я Ездра), не были отнесены к каноническим. Отношение к этим книгам у отцов вост. Церкви было неоднозначным: как правило, они причисляли их к Ветхому Завету, но одни цитировали их и считали приемлемыми для чтения, другие – нет. Из решения собора в Яссах в 1642 можно было сделать вывод, что эти книги полезны для христианского чтения.
Постановлениями Римского (382) и Карфагенского (397) поместных соборов, состоявшихся после Лаодикийского, книги, отсутствовавшие в масоретском каноне, в зап. Церкви получили канонич. статус. Впоследствии в католич. традиции их стали называть второканоническими (девтероканоническими). Протестанты не включили второканонические книги в свой канон. Однако эти книги входят в некоторые протестантские издания Библии.
Слав. Библия и рус. Библия (Синодальный перевод) содержат как канонич. книги, соответствующие книгам масоретского канона (по принятой в этих Библиях нумерации их 39), так и неканонич. книги (их 11), вошедшие в Септуагинту: Иудифь; Товит; 2-я и 3-я Книги Ездры; 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские Книги; Премудрость Соломона; Премудрость Иисуса, сына Сирахова; Послание Иеремии и Книга Варуха.
В греч. православных церквах принят несколько иной список неканонич. книг: в нём отсутствует 3-я Книга Ездры, но имеется 4-я Маккавейская Книга.
Канон Нового Завета. Отбор канонич. писаний Нового Завета был, вероятно, закончен в осн. в сер. 2 в. Из наиболее полных списков новозаветных книг самым ранним считается канон Муратори (по имени открывателя текста), датируемый кон. 2 в. Этот список очень близок по составу канону Нового Завета, определённому позднее Лаодикийским собором и подтверждённому IV Вселенским собором (451).
В Новом Завете 27 канонич. книг, которые принимаются всеми христианскими вероисповеданиями. Структурно канон Нового Завета повторяет канон Ветхого Завета, в нём также можно выделить 4 раздела. Пятикнижию соответствуют 4 Евангелия. Раздел «исторические книги» включает книгу Деяния апостолов. В раздел «учительные книги» включены 14 посланий ап. Павла (Римлянам, 1-е и 2-е Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, 1-е и 2-е Фессалоникийцам, 1-е и 2-е Тимофею, Титу, Филимону, Евреям) и 7 соборных посланий – 1-е и 2-е послания ап. Петра, 1-е, 2-е и 3-е послания ап. Иоанна и послание ап. Иакова. В раздел «пророческие книги» входит Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис).
В канонах ряда древних вост. Церквей (Ассирийской церкви Востока, Эфиопской церкви и др.) есть свои особенности, касающиеся состава и порядка книг, как Ветхого Завета, так и Нового Завета.