Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦАРСТВ КНИ́ГИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 250

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Бельский

ЦАРСТВ КНИ́ГИ, на­зва­ние 4 книг Вет­хо­го За­ве­та, в ко­то­рых из­ло­же­на ис­то­рия древ­не­го Из­раи­ля со вре­ме­ни про­ро­ка Са­муи­ла (11 в. до н. э.) до Ва­ви­лон­ско­го пле­на (1-я пол. 6 в. до н. э.). В евр. тра­ди­ции Ц. к. объ­е­ди­не­ны в 2 кни­ги: 1-я и 2-я в Кни­ги Са­муи­ла (לאומש רפס), а 3-я и 4-я – в Кни­ги Ца­рей (רפס םיכלמ). При­ня­тое в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции на­зва­ние Ц. к. вос­хо­дит к Сеп­туа­гин­те, где наи­ме­но­ва­ние 1-й кни­ги Са­муи­ла – Пер­вая кни­га Царств (Βασιλείων πρώτη), 2-й кни­ги Са­муи­ла – Вто­рая кни­га Царств (Βασιλείων δευτέρα) и т. д., а в Вуль­га­те от­ра­же­ны оба на­зва­ния, напр. «Пер­вая кни­га Са­муи­ла, ко­то­рую мы на­зы­ва­ем Пер­вой кни­гой Ца­рей» («Liber primus Samuelis, quem nos pri­mum Regum dicimus»).

Ав­тор Ц. к. не­из­вес­тен. Упо­ми­на­ние Са­муи­ла в на­зва­нии 1-й и 2-й Ц. к. (о его смер­ти со­об­ща­ет­ся в 1 Цар. 25:1 и 28:3) ука­зы­ва­ет на не­го как на клю­че­вую фи­гу­ру, сто­яв­шую у ис­то­ков из­ра­иль­ской мо­нар­хии. Пре­да­ние свя­зы­ва­ет на­ча­ло со­став­ле­ния Ц. к. с про­ро­ка­ми Са­муи­лом, На­фа­ном и Га­дом (1 Пар. 29:29), а за­вер­ше­ние от­но­сит к про­ро­кам Ие­ре­мии или Ез­д­ре. Древ­ней­шей ча­стью Ц. к. счи­та­ет­ся «Ис­то­рия ков­че­га Гос­под­ня» (1 Цар. 4:1–7), да­ти­руе­мая 11 в. до н. э. Окон­ча­тель­ную (дев­те­ро­но­ми­че­скую) ре­дак­цию тек­стов Ц. к. ис­сле­до­ва­те­ли от­но­сят к 6 в. до н. э. или к по­сле­п­лен­но­му вре­ме­ни.

Ц. к. рас­ска­зы­ва­ют о Са­муи­ле и пер­вых из­ра­иль­ских ца­рях Сау­ле и Да­ви­де (1-я и 2-я кни­ги), о прав­ле­нии Со­ло­мо­на, раз­де­ле­нии цар­ст­ва на Се­вер­ное и Юж­ное, прав­ле­нии по­сле­дую­щих ца­рей Из­раи­ля и Иу­деи до их за­вое­ва­ния Ас­си­ри­ей ок. 722 до н. э. и Ва­ви­ло­ном в 587/586 до н. э. (3-я и 4-я кни­ги). Вся ис­то­рия из­ра­иль­ско­го гос-ва в Ц. к. пред­став­ле­на как про­цесс, оп­ре­де­ляе­мый от­но­ше­ния­ми древ­не­ев­рей­ско­го на­ро­да (пре­им. в ли­це его ца­рей) с Ях­ве.

Лит.: По­кров­ский Ф. Я. Раз­де­ле­ние ев­рей­ско­го цар­ст­ва на цар­ст­ва Иу­дей­ское и Из­ра­иль­ское. К., 1885; Sweeney M. A. I and II Kings: A commentary. Louisville, 2007; Tsu­mu­ra D. T. The First book of Samuel. Grand Rapids, 2007; Ляв­дан­ский А. К. Ис­то­ри­че­ские кни­ги // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2011. Т. 27.

Вернуться к началу