ПАРАЛИПОМЕ́НОН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРАЛИПОМЕ́НОН (греч. παραλειπομένων, букв. – [книги] пропущенных [событий], евр. דברי הימים, букв. – слова дней, т. е. хроники), две книги Ветхого Завета [1-я книга П. (Хроник) и 2-я книга П. (Хроник)], относящиеся к жанру историч. книг.
Назв. «П.» связано с тем, что греч. переводчики и переписчики рассматривали эти книги как дополнения к осн. корпусу историч. книг Ветхого Завета (книги Иисуса Навина, Судей, 1–4 Царств), содержащие «пропущенные» в нём сведения. Деление П. на 2 книги возникло в греч. рукописях и оттуда перешло в др. переводы, а также (с начала евр. книгопечатания) в Танах. Существующее в совр. науке предположение об изначальном единстве П. с книгами Ездры и Неемии – предмет дискуссий. Датировка написания книг П. в науч. лит-ре варьируется от позднего перс. периода до раннего эллинистического (2-я пол. 5 в. до н. э. – 3 в. до н. э.).
1-я книга П. начинается рядом генеалогич. списков (от Адама до царя Саула и его рода; 1 Пар. 1–9), местами совпадающих с генеалогиями кн. Бытие, однако в целом их источники неясны, а текст очень труден для понимания. Начиная со смерти Саула (1 Пар. 10) и до взятия Иерусалима вавилонянами (2 Пар. 36) повествование П. идёт параллельно книгам Царств. Большинство комментаторов считают, что гл. источником П. были именно книги Царств, однако различия между ними весьма заметны. Для книг Царств важно включение в Израиль как Северного (собственно Израиль), так и Южного (Иудея) Царств, тогда как книги П. сосредоточены лишь на истории Иудеи. В П. несравненно больше места, чем в книгах Царств, уделено Иерусалимскому храму, Моисееву законодательству, священникам и левитам, стиль изложения подчёркнуто благочестивый, в истории Израиля до вавилонского плена присутствуют интерполяции реалий послепленного Израиля. Историч. значимость сведений П., не имеющих прообраза в книгах Царств, оценивается учёными по-разному: от признания того, что они основываются на независимых от книг Царств и заслуживающих доверия источниках, до их трактовки как лит. фикции.