Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИШЬЕ́ ЛИЖЬЕ

Л. Ришье. Надгробие Рене де Шалона, принца Оранского. 1547. Церковь Сент-Этьенн (Бар-ле-Дюк).

РИШЬЕ́ (Richier) Ли­жье (ок. 1500, Сен-Ми­ель, Ло­та­рин­гия – 1567, Же­не­ва), франц. скульп­тор. Ро­дил­ся в се­мье ка­ме­но­тё­са. Све­де­ния о его обу­че­нии в Ита­лии до­ку­мен­таль­но не под­твер­жде­ны. Ра­бо­тал при дво­ре гер­цо­гов Ло­та­ринг­ских, пре­им. в об­лас­ти ре­лиг. скульп­ту­ры (ка­мень, де­ре­во, тер­ра­ко­та, мра­мор). Наи­бо­лее из­вест­ное про­из­ве­де­ние – над­гро­бие Ре­не де Ша­ло­на, прин­ца Оран­ско­го (т. н. Le Transi; мра­мор, 1547), в ц. Сент-Эть­енн в Бар-ле-Дюк, изо­бра­жаю­щее вое­на­чаль­ни­ка слов­но вос­став­шим из гро­ба: по­лу­раз­ло­жив­ший­ся труп дер­жит в ру­ке своё серд­це. Мрач­ная экс­прес­сия ср.-век. ал­ле­го­рии здесь со­че­та­ет­ся с пре­крас­ным зна­ни­ем ана­то­мии, свой­ст­вен­ным мас­те­рам Ре­нес­сан­са. Б. ч. др. ра­бот при­пи­сы­ва­ет­ся Р. на ос­но­ва­нии сти­ли­стич. сход­ст­ва [над­гро­бие Фи­лип­пы де Гельдр, гер­цо­ги­ни Ло­та­ринг­ской (1547, Му­зей Ло­та­рин­гии, Нан­си), «По­ло­же­ние во гроб» (ок. 1550, ц. Сент-Эть­енн, Сен-Ми­ель) и др.]. Из-за при­вер­жен­но­сти про­тес­тан­тиз­му Р. был вы­ну­ж­ден в 1563 уе­хать в Же­не­ву. Его сын – скульп­тор Же­рар Ри­шье (1534 – до 1603).

Лит.: Denis P. L. Richier: L’artiste et son œuv­re. P.; Nancy, 1911; L. Richier et la sculp­ture en Lorraine au XVIe siècle. (Cat.). Bar-le-Duc, 1985.

Вернуться к началу