Э́РЬЗЯ СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Э́РЬЗЯ (наст. фам. Нефёдов) Степан Дмитриевич [27.10(8.11).1876, с. Баево, ныне Ардатовский р-н Республики Мордовия – 24.11.1959, Москва], рос. скульптор. По национальности эрзя, отсюда – псевдоним. Учился в 1902–06 в МУЖВЗ у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1906–14 в Италии и Франции, где получил известность; его называли «русским Роденом». В пластич. языке Э. можно видеть близость к модерну, ар деко, символизму, черты салонности. После 1917 принимал участие в осуществлении Монументальной пропаганды плана (Екатеринбург, Батум, Баку). Стремясь к творческой свободе, выступал противником как «левых» течений, так и консерватизма в иск-ве, а также любого идеологич. диктата. В 1926 уехал в Париж, с 1927 жил в Аргентине. Ранее применял мрамор, гипс, бетон, кавказский орех; в Лат. Америке использовал местные породы древесины: кебрачо, альгарробо, урундай. Герои Э. – религ., мифологич. и сказочные персонажи [«Ева», мрамор, 1919, Морд. республиканский музей изобразит. искусств (МРМИИ), Саранск; «Моисей», альгарробо, 1932, там же, см. илл. к ст. Мордовия], историч. личности («Л. ван Бетховен», кебрачо, 1929; «Л. Н. Толстой», альгарробо, 1930, оба – в ГРМ; «Сократ», кебрачо, 1940, МРМИИ), представители народов мира, в т. ч. образы земляков Э. («Эрзянка», железобетон, 1915; «Крестьянин-мордвин», кебрачо, 1937, оба – в МРМИИ). Э. создал неск. проектов преобразования горных массивов в гигантские скульптуры (не осуществлены). Иск-во Э. отличают психологизм, монументализм, образные обобщения («Скорбь», мрамор, 1918; «Мужество», 1932; «Ужас», 1933, оба – кебрачо, все – в МРМИИ). Среди многочисл. женских образов – «Норвежская женщина» (гипс, 1910, ГРМ), «Марта» (цемент, 1912), «Парижанка в шляпке» (1927), «Испанка» (1942, оба – кебрачо, все – в МРМИИ). В 1950 Э. вернулся в Россию. МРМИИ носит его имя.