Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИМЕНШНЕ́ЙДЕР

Авторы: Н. А. Истомина
Т. Рименшнейдер. Фрагмент «Алтаря Св. Крови». Дерево. 1501–05. Церковь Святого Иакова (Ротенбург).

РИМЕНШНЕ́ЙДЕР (Riemenschneider) Тиль­ман (ок. 1460, Хай­ли­ген­штадт, Тю­рин­гия – 7.7.1531, Вюрц­бург), нем. скульп­тор. При­над­ле­жит к по­след­не­му по­ко­ле­нию го­тич. скульп­то­ров в юж.-нем. зем­лях. Ок. 1476–80 обу­чал­ся в Эр­фур­те, за­тем в Страс­бур­ге по­пал под влия­ние Н. Гер­хар­да и его по­сле­до­ва­те­лей. Ок. 1482–83 ра­бо­тал в Уль­ме, ве­ро­ят­но в мас­тер­ской М. Эр­хар­та. В 1483 пе­ре­ехал в Вюрц­бург, где в 1485 от­крыл собств. мас­тер­скую. В ней Р. соз­да­ва­лись ал­та­ри, над­гро­бия, мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра как в де­ре­ве, так и в кам­не. Твор­че­ст­во Р. свя­за­но с тра­ди­ция­ми позд­ней го­ти­ки, од­на­ко он од­ним из пер­вых стал при­ме­нять важ­ные но­ва­ции: от­каз от по­ли­хро­мии и по­зо­ло­ты, уп­ро­щён­ную кон­ст­рук­цию ал­та­рей (ко­то­рые не­ред­ко су­ще­ст­ву­ют толь­ко в от­кры­том со­стоя­нии, пред­вос­хи­щая по­яв­ле­ние ал­тар­но­го рель­е­фа), юве­лир­ную де­та­ли­за­цию по­верх­но­сти. В сво­их ком­по­зи­ци­ях пе­ре­ра­ба­ты­вал гра­вю­ры со­вре­мен­ни­ков (Мо­но­грам­ми­ста ES, М. Шон­гау­эра, А. Дю­ре­ра, Лу­ки Лей­ден­ско­го, И. ван Ме­ке­не­ма). Ран­ние про­из­ве­де­ния ис­пол­не­ны в але­ба­ст­ре (ста­ту­эт­ка «Св. Вар­ва­ра», Ро­зе­ли­ус-ха­ус, Бре­мен; груп­па «Бла­го­ве­ще­ние», Рейк­смюу­се­ум, Ам­стер­дам, обе ок. 1480–90). В пе­ри­од творч. зре­ло­сти (1490-е гг.) Р. пе­ре­хо­дит от пло­ско­ст­но-гра­фич. пе­ре­да­чи фи­гур к бо­лее пла­стич­ной и про­стран­ст­вен­ной: ста­туи «Адам» и «Ева», 1491–93, Майн­ско-Фран­кон­ский ис­то­ри­ко-куль­тур­ный му­зей, Вюрц­бург; над­гро­бие еп. Ру­доль­фа фон Ше­рен­бер­га, ка­мень, 1496–99, со­бор, Вюрц­бург; «Ал­тарь Св. Кро­ви», де­ре­во, 1501–05, ц. Св. Иа­ко­ва, Ро­тен­бург. В позд­них про­из­ве­де­ни­ях про­яв­ля­ет­ся стрем­ле­ние к ком­по­зиц. рав­но­весию, боль­шей пла­стич. обоб­щён­но­сти и внутр. яс­но­сти об­ра­зов («Ал­тарь Ма­рии», де­ре­во, 1505–10, Хер­гот­скир­хе, Крег­лин­ген-ам-Тау­бер; над­гро­бие еп. Ло­рен­ца фон Биб­ра, ка­мень, ок. 1519, со­бор, Вюрц­бург; над­гро­бие имп. Ген­ри­ха II и имп. Ку­ни­гун­ды, 1499–1513, со­бор, Бам­берг, и др.). Бу­ду­чи од­ним из ру­ко­во­ди­те­лей ан­ти­епи­скоп­ской пар­тии, вы­сту­пив­шей на сто­ро­не кре­сть­ян во вре­мя Кре­сть­ян­ской вой­ны 1524–26 и по­тер­пев­шей по­ра­же­ние, Р. пе­ре­жил тю­рем­ное за­клю­че­ние, пыт­ки и час­тич­ную кон­фи­ска­цию иму­ще­ст­ва; в кон­це жиз­ни поч­ти не ра­бо­тал.

Лит.: Либ­ман М. Я. Не­мец­кая скульп­ту­ра. 1350–1550. М., 1980; Bier J. T. Riemensch­neider: his life and work. Lexington, 1982; Muth H. T. Riemenschneider. Würzburg, 2004.

Вернуться к началу