НО́ТКЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́ТКЕ (Notke) Бернт (ок. 1440, Лассан, Померания, или Ревель, ныне Таллин – до 12.5.1509, Любек), нем. скульптор, живописец и рисовальщик. Учился в Нидерландах, возможно, в мастерской ткача Паскье Гренье в Турне. На знакомство с практикой больших шпалерных мастерских указывает традиционно приписываемый Н. живописный фриз на холсте «Пляска Смерти» для одной из капелл ц. Мариенкирхе в Любеке [1463–66, известен по фотографиям с копии местного художника А. Вортманна (1701), уничтоженной во время 2-й мировой войны, а также фрагментарной авторской копии в ц. Св. Николая в Таллине]. Это произведение дало Н. возможность вступить в цех живописцев города. Для его скульптурных и скульптурно-живописных работ, эволюционировавших от плоскостной к пространственной постановке, характерны монументальные размеры и, несмотря на неровность качества выполнения деталей, безупречное чувство композиции, а также простота раскраски, в которой доминируют золотой, синий и красный цвета (алтарь Св. Агнессы для ц. Хоспиталькирхе во Франкфурте-на-Майне, 1471, нынешнее местонахождение неизвестно; алтарная преграда в виде многофигурной группы «Триумфальный крест» в соборе Любека, 1470–77; гл. алтарь собора в Орхусе, 1477–79; алтарь в ц. Св. Духа в Таллине, 1482–83). Н. использовал целый спектр натуралистич. приёмов: изображал полуразложившиеся фигуры воскресших, набухшие вены передавал с помощью кожаных ремней, бахрому на одежде делал из плетёных верёвок. В 1480–90-х гг. периодически жил в Швеции, где выполнял также поручения дипломатич. характера для швед. регента Стена Стуре. По его заказу
был создан монументальный алтарь-реликварий Св. Георгия (1489) в ц. Св. Николая в Стокгольме, отмеченный использованием натуральных материалов (лосиные рога в фигуре дракона, настоящие волосы, отпечатки монет и драгоценные камни), причудливостью силуэтов. В 1491 Н. назначен швед. гос. монетарием и практически перестал заниматься худож. деятельностью. В 1498 вернулся в Любек, в 1499 создал алтарный образ «Месса св. Григория» для ц. Мариенкирхе в Любеке (разрушен в 1942), в 1505 стал попечителем строительства ц. Св. Петра в этом городе.
Крупные и трудоёмкие заказы заставляли Н. искать пути рационализации работы своей мастерской: он привлекал непрофессионалов для подсобной работы (согласно цеховому регламенту, мастер имел право использовать труд только 2 подмастерьев), ради удешевления и ускорения процесса работы применял нетрадиционные материалы. Творчество Н. оказало воздействие на иск-во сев.-вост. Германии, скандинавских и прибалтийских стран (Швеция, Латвия, Эстония).