Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРЛО́ВСКИЙ

Б. И. Орловский. Памятник генерал-фельдмаршалу М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором в С.-Петербурге. Бронза. 1829–36 (открыт в 1837). Фото Д. В. Соловьёва

ОРЛО́ВСКИЙ (наст. фам. Смир­нов) Бо­рис Ива­но­вич [1792 (по др. дан­ным, 1796 или 1797), с. Стол­бец­кое Мцен­ско­го у. Ор­лов­ской губ., ны­не По­кров­ско­го р-на Ор­лов­ской обл. – 16(28).12.1837, С.-Пе­тер­бург], рос. скульп­тор, акад. (1831) и проф. (1836) пе­терб. АХ. Сын кре­по­ст­но­го кре­сть­я­ни­на. Ра­бо­тал в скульп­тур­ных мас­тер­ских С. П. Кам­пио­ни в Мо­ск­ве (1809–18) и А. Три­скор­ни в С.-Пе­тер­бур­ге (1818–22). Пе­ре­вёл в мра­мор бюст имп. Алек­сан­д­ра I ра­бо­ты И. П. Мар­то­са для зда­ния Бир­жи в С.-Пе­тер­бур­ге (1821–22, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург); за эту ра­бо­ту, пред­став­лен­ную им­пе­ратри­це в 1822 при со­дей­ст­вии Мар­то­са и А. Н. Оле­ни­на, ос­во­бо­ж­дён от кре­пост­ной за­ви­си­мо­сти и оп­ре­де­лён в пе­терб. АХ, где учил­ся у Мар­то­са (1822). В 1823–29 пен­сио­нер АХ в Ри­ме, ра­бо­тал под рук. Б. Тор­вальд­се­на. Влия­ние Тор­вальд­се­на осо­бен­но ощу­ти­мо в ран­них ра­бо­тах О. на ан­тич­ные те­мы: «Па­рис» (гипс, 1824, пе­ре­ве­дён в мра­мор С. И. Галь­бер­гом в 1838), «Фавн, иг­раю­щий на си­рин­ге» (гипс, 1824–25, пе­ре­ве­дён в мра­мор ав­то­ром, за­кон­чен Галь­бер­гом в 1838), «Фавн и вак­хан­ка» (гипс, 1826–27, груп­па пе­ре­ве­де­на в мра­мор в 1837; все – в ГРМ). Ис­пол­нял так­же порт­рет­ные бюс­ты (арх. Х. Ф. Мей­е­ра, гипс, 1835, ГРМ). В луч­ших про­из­ве­де­ни­ях О. зре­ло­го пе­рио­да (пре­им. мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра на ге­ро­ич. нац. те­мы) порт­рет­ность изо­бра­же­ний со­че­та­ет­ся с ве­ли­ча­вой стро­го­стью клас­си­ци­стич. форм (па­мят­ни­ки М. И. Ку­ту­зо­ву и М. Б. Барк­лаю де Тол­ли пе­ред Ка­зан­ским со­бо­ром в С.-Пе­тер­бур­ге, брон­за, 1829–36, от­кры­ты в 1837). Твор­че­ст­ву О. свой­ст­вен ро­ман­тич. ин­те­рес к нац. ис­то­рии («Ян Ус­марь, ос­та­нав­ли­ваю­щий разъ­я­рён­но­го бы­ка», брон­за, 1831–36; от­лив 1911, ГРМ); его ра­бо­ты по­рой не ли­ше­ны черт па­те­ти­ки (брон­зо­вая фи­гу­ра ан­ге­ла, вен­чаю­щая Алек­сан­д­ров­скую ко­лон­ну на Двор­цо­вой пло­ща­ди, 1832–34; скульп­тур­ное уб­ран­ст­во Мо­с­ков­ских три­ум­фаль­ных во­рот, 1835–37; все в С.-Пе­тер­бур­ге). Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ с 1831.

Лит.: Шу­ры­гин ЯИ. Б. И. Ор­лов­ский. Л.; М., 1962; Пет­ров ВН. Скульп­тор Ор­лов­ский: па­мят­ни­ки М. И. Ку­ту­зо­ву и М. Б. Барк­лаю де Тол­ли. Л., 1967; Та­ра­ка­нов­ский Г. Г. Скульп­тор Б. И. Ор­лов­ский. Ту­ла, 1986.

Вернуться к началу