ОРЛО́ВСКИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРЛО́ВСКИЙ (наст. фам. Смирнов) Борис Иванович [1792 (по др. данным, 1796 или 1797), с. Столбецкое Мценского у. Орловской губ., ныне Покровского р-на Орловской обл. – 16(28).12.1837, С.-Петербург], рос. скульптор, акад. (1831) и проф. (1836) петерб. АХ. Сын крепостного крестьянина. Работал в скульптурных мастерских С. П. Кампиони в Москве (1809–18) и А. Трискорни в С.-Петербурге (1818–22). Перевёл в мрамор бюст имп. Александра I работы И. П. Мартоса для здания Биржи в С.-Петербурге (1821–22, Эрмитаж, С.-Петербург); за эту работу, представленную императрице в 1822 при содействии Мартоса и А. Н. Оленина, освобождён от крепостной зависимости и определён в петерб. АХ, где учился у Мартоса (1822). В 1823–29 пенсионер АХ в Риме, работал под рук. Б. Торвальдсена. Влияние Торвальдсена особенно ощутимо в ранних работах О. на античные темы: «Парис» (гипс, 1824, переведён в мрамор С. И. Гальбергом в 1838), «Фавн, играющий на сиринге» (гипс, 1824–25, переведён в мрамор автором, закончен Гальбергом в 1838), «Фавн и вакханка» (гипс, 1826–27, группа переведена в мрамор в 1837; все – в ГРМ). Исполнял также портретные бюсты (арх. Х. Ф. Мейера, гипс, 1835, ГРМ). В лучших произведениях О. зрелого периода (преим. монументальная скульптура на героич. нац. темы) портретность изображений сочетается с величавой строгостью классицистич. форм (памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором в С.-Петербурге, бронза, 1829–36, открыты в 1837). Творчеству О. свойствен романтич. интерес к нац. истории («Ян Усмарь, останавливающий разъярённого быка», бронза, 1831–36; отлив 1911, ГРМ); его работы порой не лишены черт патетики (бронзовая фигура ангела, венчающая Александровскую колонну на Дворцовой площади, 1832–34; скульптурное убранство Московских триумфальных ворот, 1835–37; все в С.-Петербурге). Преподавал в петерб. АХ с 1831.