Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕСПИО́ ДЕСПЬО ШАРЛЬ

Авторы: В. В. Стародубова
Ш. Деспио. «Полетта». Бронза. 1907. Национальный музей современного искусства (Париж).

ДЕСПИО́, Дес­пьо (Despiau) Шарль (4.11.1874, Мон-де-Мар­сан, Лан­ды – 28.10.1946, Па­риж), франц. скульп­тор и гра­фик. Ро­дил­ся в се­мье ре­мес­лен­ни­ка-шту­ка­ту­ра. Пер­вым учи­те­лем Д. (в ли­цее) был скульп­тор М. Мо­ран. Прие­хав в Па­риж, Д. учил­ся в Шко­ле де­ко­ра­тив­ных ис­кусств (1892–95) у Э. Ле­ме­ра и в Шко­ле изящ­ных ис­кусств (1894–1901) у Э. Барриа. В кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. Д. ис­пол­нил ряд бюс­тов-ста­ту­эток («Пе­ред вы­хо­дом», 1901; «Раз­мыш­ле­ние», 1904, и др.), ле­пил и ри­со­вал род­ст­вен­ни­ков, со­се­дей по ро­ди­тель­ско­му до­му («Де­воч­ка из Ланд», 1904, «По­лет­та», 1907, обе – в Нац. му­зее совр. иск-ва, Па­риж, и др.). Тон­чай­шее мас­тер­ст­во леп­ки, ду­хов­ная чис­то­та и яс­ность об­раз­но­го строя вы­зы­ва­ют в па­мя­ти ра­бо­ты итал. мас­те­ров Воз­ро­ж­де­ния. Став по­мощ­ни­ком О. Ро­де­на, Д. пе­ре­во­дил про­из­ве­де­ния мас­те­ра в мра­мор (порт­рет Вар­ва­ры Ели­сее­вой, 1906–09, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). Влия­ние Ро­де­на ощу­ти­мо в порт­ре­тах Д., на­де­лён­ных ду­хов­ной зна­чи­тель­но­стью, нравств. си­лой, эмо­цио­наль­но­стью (порт­рет Л. Льев­ра, 1918, Му­зей изящ­ных ис­кусств, г. Ал­жир, и др.). В жен­ских порт­ре­тах мас­тер до­би­вал­ся кри­стал­лич. от­то­чен­но­сти форм, до­во­дил ес­теств. кра­со­ту до клас­си­че­ски со­вер­шен­но­го обоб­ще­ния («Ма­дам Эли Фор», 1927, «Одет­та», 1934, оба – в Нац. му­зее совр. иск-ва, Па­риж). Кро­ме порт­ре­тов Д. ра­бо­тал и над че­ло­ве­че­ской фи­гу­рой, до­би­ва­ясь и здесь пре­крас­ных и со­вер­шен­ных форм («Апол­лон», 1937–46, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж). Ис­пол­нял так­же ил­лю­ст­ра­ции для книг (Ш. Бод­ле­ра, А. де Мон­тер­ла­на и др.).

Лит.: Gauthier M. Ch. Despiau. P., 1949; Lebon E. Ch. Despiau. Catalogue raisonné de l’œuvre sculpté. P., 1995; Ста­ро­ду­бо­ва В. В. Ш. Дес­пио и фран­цуз­ский скульп­тур­ный порт­рет. М., 1996.

Вернуться к началу