Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАМЕ́НСКИЙ ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ

Ф. Ф. Каменский. «Молодой скульптор». Мрамор. 1866. Русский музей (С.-Петербург).

КАМЕ́НСКИЙ Фё­дор Фё­до­ро­вич [21.8(2.9).1836, с. Лес­ное близ С.-Пе­тер­бур­га – 26.8.1913, Кли­руо­тер, штат Фло­ри­да, США], рос. скульп­тор и гра­фик. Сын ди­рек­то­ра Лес­но­го и ме­же­во­го ин-та; брат жи­во­пис­ца Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча Ка­мен­ско­го (1852–1922). Обу­чал­ся в пе­терб. АХ (1852–60) у И. П. Ви­та­ли и Н. С. Пи­ме­но­ва. Сре­ди ран­них ра­бот – порт­рет­ные бюс­ты Ф. А. Бру­ни (гипс, ГТГ; брон­за, ГРМ; оба 1862) и Т. Г. Шев­чен­ко (гипс; брон­за, 1862, ГТГ и др. му­зеи). Пен­сио­нер АХ в Ита­лии (1863–69); ра­бо­тал пре­им. в Кар­ра­ре и Фло­рен­ции (по­се­тил так­же Гер­ма­нию и Фран­цию). В эти го­ды ис­пол­нил ряд жан­ро­вых ком­по­зи­ций, в т. ч. ста­тую «Мо­ло­дой скульп­тор» (гипс, 1863, ГТГ; мра­мор, 1866, ГРМ) и груп­пу «Вдо­ва с ре­бён­ком» (гипс, 1867, ГРМ; за неё по­лу­чил зва­ние акад. пе­терб. АХ, 1868). Его луч­шее про­из­ве­де­ние – груп­па «Пер­вый шаг» (мра­мор, 1872, ГРМ) – со­че­та­ет реа­ли­с­тич. сю­жет­ность с на­зи­да­тель­но­стью ал­ле­го­рии. Ав­тор мно­го­чис­лен­ных ри­сун­ков (порт­ре­ты, пей­за­жи и др.). По­с­ле крат­ко­го пре­быва­ния на ро­ди­не вновь уе­хал в Ита­лию (1870), с 1873 жил в США, где ув­лёк­ся со­ци­аль­ны­ми идея­ми, за­ни­мал­ся фер­мер­ст­вом в шта­те Кан­зас. Пе­ре­се­лив­шись во Фло­ри­ду (1881), вер­нул­ся к творческой дея­тель­но­сти, ра­бо­тая в об­лас­ти стан­ко­вой и мо­ну­мен­таль­ной пла­сти­ки (ста­туя Це­ре­ры для зда­ния Ка­пито­лия в г. То­пи­ка, штат Кан­зас, ок. 1890, и др.). В 1893 был ко­мис­са­ром рус­ского ху­дож. от­де­ла Все­мир­ной вы­став­ки в Чи­ка­го, вы­пол­нил скульп­тур­ные ук­ра­ше­ния для зда­ния. Пре­по­да­вал в Амер. ху­дож. шко­ле в Нью-Йор­ке (1890–1913).

Лит.: Са­мой­лов A. Н. Ф. Ф. Ка­мен­ский // Рус­ское ис­кус­ст­во: Очер­ки о жиз­ни и твор­че­ст­ве ху­дож­ни­ков. Се­ре­ди­на XIX в. М., 1958.

Вернуться к началу