Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБЕ́Р АРТЕМИЙ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ

А. Л. Обер. «Бедствие». Бронза. Отлив нач. 1890-х гг. по оригиналу 1886. Русский музей (С.-Петербург).

ОБЕ́Р Ар­те­мий (Ар­тур) Лав­рен­ть­е­вич [10(22).3.1843, Мо­ск­ва – 4(17).10.1917, Пет­ро­град], рос. скульп­тор, ака­де­мик пе­терб. АХ (1893). Сын управ­ляю­ще­го Кон­то­рой имп. моск. те­ат­ров (франц. про­ис­хо­ж­де­ния) Л. Н. Обе­ра (1802–84). Учил­ся в Моск. ун-те на мед. ф-те, за­тем в пе­терб. АХ (1864–65, 1870–72), в Па­ри­же – в Имп. шко­ле ри­сун­ка у ани­ма­ли­ста А. Л. Ба­ри (1865–70). С 1870 жил в С.-Пе­тер­бур­ге; в 1894–99 ра­бо­тал в Па­ри­же, от­ли­вал свои про­из­ве­де­ния в ке­ра­мич. мас­тер­ской А. Би­го. Был в дру­же­ских от­но­ше­ни­ях с семь­ёй А. Н. Бе­нуа. Чл. Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (с 1909) и «Ми­ра ис­кус­ст­ва» (c 1910; один из уч­ре­ди­те­лей вос­соз­дан­но­го объ­е­ди­не­ния). Наи­бо­лее из­вес­тен как мас­тер мел­кой пла­сти­ки – пре­ж­де все­го ани­ма­ли­сти­че­ской, от­ли­чаю­щей­ся точ­но­стью пе­ре­да­чи на­тур­ных на­блю­де­ний, так­же ти­паж­но-эт­но­гра­фич. об­ра­зов. Сре­ди ра­бот (ори­ги­на­лы и по­вто­ре­ния – в ГРМ, ГТГ и др. му­зе­ях): кон­ная груп­па «Кир­гиз, за­ку­ри­ваю­щий труб­ку» (чу­гун, 1872), «Бор­зая с ли­си­цей» (воск, 1879; брон­за, 1881), «Бык-по­бе­ди­тель» (воск; брон­за, 1885), «Бу­рые мед­ве­ди» (1893), «Бре­тон­ка (Жен­щи­на с ку­ра­ми)» (1898–1900), «Мас­ка фав­на» (эс­киз де­ко­ра­тив­но­го блю­да, 1900; все – то­ни­ро­ван­ный гипс). Сим­во­ли­ст­ские тен­ден­ции про­яви­лись у О. в ал­ле­го­рич. ком­по­зи­ции «Бед­ст­вие» (1886) и в «фан­та­зи­ях» «Ме­ду­за-Гор­го­на» (эс­киз де­ко­ра­тив­но­го блю­да, тер­ра­ко­та), «Мор­ское чу­до­ви­ще» (блю­до, ке­ра­ми­ка, обе 1898; все – в ГРМ). Сре­ди мо­ну­мен­таль­ных ра­бот – фи­гу­ра ко­ня (брон­за) для па­мят­ни­ка Бо­гда­ну Хмель­ниц­ко­му в Кие­ве (по про­ек­ту М. О. Ми­ке­ши­на; ус­та­нов­лен в 1888), де­ко­ра­тив­ная скульп­ту­ра для зда­ния АО «Зин­гер» в С.-Пе­тер­бур­ге (1902–04) и Бо­ро­дин­ско­го мос­та в Мо­ск­ве (1912), па­мят­ник за­щит­ни­кам Пол­та­вы и ко­мен­дан­ту кре­пос­ти А. С. Ке­ли­ну в Пол­та­ве (брон­за, гра­нит, 1909).

Лит.: Скульп­тур­ные ра­бо­ты А. Л. Обе­ра. СПб., 1891; Са­мой­лов А. Н. А. Л. Обер // Рус­ское ис­кус­ст­во. Очер­ки о жиз­ни и твор­че­ст­ве ху­дож­ни­ков. Вто­рая по­ло­ви­на XIX в. М., 1971. Т. 2; Сим­во­лизм в Рос­сии. (Кат. вы­став­ки). СПб., 1996.

Вернуться к началу