ОБЕ́Р АРТЕМИЙ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБЕ́Р Артемий (Артур) Лаврентьевич [10(22).3.1843, Москва – 4(17).10.1917, Петроград], рос. скульптор, академик петерб. АХ (1893). Сын управляющего Конторой имп. моск. театров (франц. происхождения) Л. Н. Обера (1802–84). Учился в Моск. ун-те на мед. ф-те, затем в петерб. АХ (1864–65, 1870–72), в Париже – в Имп. школе рисунка у анималиста А. Л. Бари (1865–70). С 1870 жил в С.-Петербурге; в 1894–99 работал в Париже, отливал свои произведения в керамич. мастерской А. Биго. Был в дружеских отношениях с семьёй А. Н. Бенуа. Чл. Союза русских художников (с 1909) и «Мира искусства» (c 1910; один из учредителей воссозданного объединения). Наиболее известен как мастер мелкой пластики – прежде всего анималистической, отличающейся точностью передачи натурных наблюдений, также типажно-этнографич. образов. Среди работ (оригиналы и повторения – в ГРМ, ГТГ и др. музеях): конная группа «Киргиз, закуривающий трубку» (чугун, 1872), «Борзая с лисицей» (воск, 1879; бронза, 1881), «Бык-победитель» (воск; бронза, 1885), «Бурые медведи» (1893), «Бретонка (Женщина с курами)» (1898–1900), «Маска фавна» (эскиз декоративного блюда, 1900; все – тонированный гипс). Символистские тенденции проявились у О. в аллегорич. композиции «Бедствие» (1886) и в «фантазиях» «Медуза-Горгона» (эскиз декоративного блюда, терракота), «Морское чудовище» (блюдо, керамика, обе 1898; все – в ГРМ). Среди монументальных работ – фигура коня (бронза) для памятника Богдану Хмельницкому в Киеве (по проекту М. О. Микешина; установлен в 1888), декоративная скульптура для здания АО «Зингер» в С.-Петербурге (1902–04) и Бородинского моста в Москве (1912), памятник защитникам Полтавы и коменданту крепости А. С. Келину в Полтаве (бронза, гранит, 1909).