Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИЛО́Н

Авторы: В. В. Стародубова

ПИЛО́Н (Pilon) Жер­мен (ок. 1525, Па­риж – 3.2.1590, там же), франц. скульп­тор. Учил­ся в па­риж­ской мас­тер­ской сво­его от­ца, рез­чи­ка по кам­ню Ан­д­ре Пи­ло­на. Ис­сле­до­ва­те­ли при­пи­сы­ва­ют П. ряд скульп­тур (до 1560), ис­пол­нен­ных в ду­хе 1-й Фон­тенб­ло шко­лы [напр., из­вест­ную груп­пу «Диа­на с оле­нем», мра­мор, Лувр, Па­риж (при­пи­сы­ва­лась так­же Ж. Гу­жо­ну), и др.]. Од­на из ран­них до­ку­мен­ти­ров. ра­бот П. – ком­по­зи­ция «Три Гра­ции» (ком­по­зи­ция вос­хо­дит к ри­сун­ку Ра­фа­эля; мра­мор, брон­за, 1561–65, Лувр), ис­пол­нен­ная для гроб­ни­цы ко­ро­ля Ген­ри­ха II. В это же вре­мя П. ра­бо­тал совм. с арх. П. Лес­ко над мо­ну­мен­таль­ной усы­паль­ни­цей Ген­ри­ха II и Ека­те­рины Ме­ди­чи (мра­мор, брон­за, 1561–83) в па­риж­ском аб­бат­ст­ве Сен-Де­ни. Над­гро­бие в ви­де гран­ди­оз­ной ар­ки вен­ча­ют ста­туи ко­ле­но­пре­кло­нён­ной ко­ро­лев­ской че­ты в па­рад­ных оде­ж­дах – в них про­явил­ся не­со­мнен­ный дар мас­те­ра в об­лас­ти порт­ре­та. К чис­лу луч­ших соз­да­ний франц. Ре­нес­сан­са мож­но от­не­сти так­же над­гроб­ные ста­туи канц­ле­ра Ре­не Би­ра­га (мра­мор, брон­за, 1584–85) и его же­ны Ва­лен­ти­ны Баль­биа­ни (1573–74, обе – Лувр; см. илл. к ст. Над­гро­бие), с их мощ­ной леп­кой, ди­на­ми­кой и вы­ра­зи­тель­но­стью скульп­тур­ных форм, слож­но­стью и мно­го­пла­но­во­стью в пе­ре­да­че внутр. ми­ра че­ло­ве­ка. С тон­чай­шим мас­тер­ст­вом пе­ре­да­ёт вая­тель в мра­мо­ре разл. фак­ту­ры: неж­ную мяг­кость ко­жи, шел­ко­вис­тый блеск ло­ко­нов, узор­ча­тое ши­тьё ве­ли­ко­леп­но­го пла­тья.

Ж. Пилон. «Снятие с креста». Бронза. 1580-е гг. Лувр (Париж).

Уме­ние вос­соз­дать осо­бен­но­сти внутр. ми­ра че­ло­ве­ка, ин­ди­ви­ду­аль­ность мо­дели оп­ре­де­ли­ли ус­пеш­ную ра­бо­ту П. в жан­ре порт­ре­та: бюс­ты ко­ро­лей Ген­ри­ха II (ок. 1570–75) и Кар­ла IX (оба – Лувр), епи­ско­па Ж. де Мор­вийе (1577, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Ор­ле­ан); ме­да­ли с порт­ре­та­ми Ген­ри­ха II, Кар­ла IX, Ека­те­ри­ны Ме­ди­чи, Ре­не Би­ра­га и др. Позд­ние ра­бо­ты П. про­ни­за­ны на­строе­ния­ми тре­во­ги («Скор­бя­щая Ма­дон­на», ок. 1586, Лувр). В рель­е­фе «Сня­тие с кре­ста» (брон­за, 1580-е гг., Лувр) в нерв­ном рит­ме ли­ний во­пло­ще­на те­ма скор­би; бли­ки све­та соз­да­ют ощу­ще­ние оду­хо­тво­рён­ной про­стран­ст­вен­ной сре­ды. Про­из­ве­де­ния по­след­не­го пе­рио­да со­звуч­ны дра­ма­тич. яв­ле­ни­ям в ис­то­рии Фран­ции по­след­них де­ся­ти­ле­тий 16 в., ох­ва­чен­ной Ре­лиг. вой­на­ми, кри­зи­сом ре­нес­санс­но­го гу­ма­низ­ма. Его сы­но­вья – скульп­то­ры Ра­фа­эль Пи­лон (1559–90) и Жер­мен Пи­лон-млад­ший (1571–?).

Лит.: Babelon J. G. Pilon. P., 1927; Ter­ras­se Ch. G. Pilon. P., 1930; Berge I. G. Pilon. B., [1934]; Gaehtgens T. Zum frühen und reifen Werk des G. Pilon. Bonn, 1966; G. Pilon et les sculpteurs français de la Renaissance. P., 1993.

Вернуться к началу