ИКТИ́Н
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИКТИ́Н (’Ιϰτῖνος) (2-я пол. 5 в. до н. э.), др.-греч. архитектор. Античные источники приписывают И. три постройки. Страбон и Павсаний определённо говорят о Парфеноне на афинском Акрополе как здании, построенном И. (ок. 447–432 до н. э.), а Плутарх помимо И. называет строителями храма Калликрата и Фидия. Характер сотрудничества этих мастеров – предмет споров в совр. науке; согласно наиболее авторитетной точке зрения, Фидий отвечал за осн. идею, И. занимался архит. оформлением храма, Калликрат – организацией работ. Витрувий ссылается на не дошедший до нас трактат о Парфеноне, написанный И. и неким Карпионом. Вероятно, в нём излагалась математич. основа проекта Парфенона, в котором применена оригинальная система пропорций. Новаторство И. (и, вероятно, Фидия) заключалось в том, что Парфенон, дорич. храм, приобрёл много ионич. черт: фриз (зофор) на внешней стороне целлы, амфипростильные портики на её торцах вместо традиц. двух колонн в антах, 4 ионич. колонны в собственно «парфеноне» (одно из помещений в зап. части целлы). Внешняя колоннада храма имела $8 × 17$ колонн (а не $6 × 13$, как было принято для дорики), что делало целлу более просторной.
В создании Телестериона (зал посвящений) в Элевсине (ок. 430 до н. э., частично сохр.) помимо И. также участвовали др. архитекторы, его роль в строительстве не ясна. Как сообщает Павсаний, И. был единственным архитектором храма Аполлона в Бассах (ок. 430 – ок. 400 до н. э.; илл. см. в ст. Вассе), постройки не менее парадоксальной и новаторской, чем Парфенон. Необычен план здания, возможно навеянный неизвестным предшественником И.: храм имеет боковой вход с вост. стороны; поперечные стены внутри целлы, завершающиеся трёхчетвертными ионич. колоннами; колонну, отделяющую целлу от адитона и представляющую собой самый ранний образец коринфского ордера. Строгий дорич. экстерьер храма контрастирует с внутр. колоннадой, состоящей гл. обр. из ионич. колонн (чьи базы и капители не имеют аналогий в Аттике), на которых покоится ионич. фриз (кон. 5 в. до н. э., ныне – в Британском музее, Лондон). Включение ионич. фриза в дорич. постройку восходит к Парфенону, однако здесь фриз помещён более естественно – над колоннами того же ордера и находится внутри здания. И. стал создателем панэллинского архит. стиля, синтезировав в своих постройках дорич. и ионич. черты.