Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАБИРИ́НТ

Авторы: А. В. Стрелков
Лабиринт в интерьере собора Нотр-Дамв Шартре. Инкрустация цветным камнем. Ок. 1200.

ЛАБИРИ́НТ (греч. λαβύρινθος), со­ору­же­ние со слож­ным и за­пу­тан­ным пла­ном. Древ­ние ав­то­ры (Ге­ро­дот, Дио­дор Си­ци­лий­ский, Стра­бон, Пли­ний Стар­ший и др.) со­об­ща­ют о пя­ти Л. Са­мым зна­ме­ни­тым счи­та­ет­ся крит­ский Л., ко­то­рый, со­глас­но греч. ми­фо­ло­гии, был по­стро­ен Де­да­лом для то­го, что­бы скрыть в нём чу­до­вищ­но­го Ми­но­тав­ра. С крит­ским Л. ото­жде­ст­в­ля­ют дво­рец в Кнос­се, в ко­то­ром бы­ли об­на­ру­же­ны мно­го­числ. изо­бра­же­ния двой­ной се­ки­ры (греч. λάβρυς ), яв­ляв­шие­ся сим­во­лом гл. крит­ско­го бо­же­ст­ва. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют Л. крит­ским свя­ти­ли­щем Зев­са Лаб­ранд­ско­го, культ ко­то­ро­го был рас­про­стра­нён в Ка­рии (Ма­лая Азия). Дру­гие учё­ные по­ни­ма­ют под Л. пе­щер­ные ком­плек­сы, при­спо­соб­лен­ные для куль­та, при­чём не обя­за­тель­но на Кри­те. Еги­пет­ский Л., впер­вые упо­мя­ну­тый Ге­ро­до­том (Hist. II, 148), яв­лял­ся за­упо­кой­ным хра­мом при пи­ра­ми­де фа­рао­на Аме­нем­хе­та III в Ха­ва­ре в рай­оне Фай­юм­ского оа­зи­са. Этот храм пред­став­лял со­бой ог­ром­ное со­ору­же­ние пло­ща­дью ок. 70 тыс. м2 с мно­го­числ. за­ла­ми, пе­ре­хо­да­ми и под­зем­ны­ми по­ме­ще­ния­ми. Ме­сто­на­хо­ж­де­ние Л. ус­та­нов­ле­но при рас­коп­ках в 1888, од­на­ко от са­мо­го со­ору­же­ния ни­че­го не со­хра­ни­лось. С Л. на о. Са­мос обыч­но ото­жде­ст­в­ля­ют храм бо­ги­ни Ге­ры, по­стро­ен­ный в 6 в. до н. э., хо­тя, ско­рее все­го, име­лись в ви­ду ос­тат­ки ка­ких-то древ­них со­ору­же­ний на тер­ри­то­рии свя­ти­ли­ща. Упо­ми­на­ние у Пли­ния Стар­ше­го (Естественная история, XXXVI 86, 90) Л. на о. Лем­нос счи­та­ется ре­зуль­та­том ошиб­ки пе­ре­пис­чи­ков (вме­сто са­мос­ско­го Л.). У то­го же ав­то­ра (XXXVI 86, 90–93) ита­лий­ским Л. на­зва­на гроб­ни­ца Пор­се­ны, эт­рус­ско­го ца­ря г. Клу­зий, од­на­ко это со­об­ще­ние не на­шло сво­его под­твер­жде­ния во вре­мя ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок.

В сред­ние ве­ка мо­тив Л. (круг­ло­го в пла­не, квад­рат­но­го или 8-уголь­но­го) встре­ча­ет­ся на вы­мос­тке по­ла (ре­же – на сте­нах) со­бо­ров (Шартр, Амь­ен, Лук­ка и др.). По­доб­ные изо­бра­же­ния на­зы­ва­лись «Путь в Ие­ру­са­лим»; са­мые позд­ние из них от­но­сят­ся к 14 в. В пе­ри­од Но­во­го вре­ме­ни Л. так­же на­зы­ва­ли слож­ную сис­те­му са­до­вых до­ро­жек, раз­де­лён­ных жи­вы­ми из­го­ро­дя­ми, эле­мент ре­гу­ляр­но­го пар­ка (напр., Л. в пар­ке зам­ка Хэмп­тон-корт в Лон­до­не).

Лит.: Viollet-le-Duc E. Labyrinthe // Viol­let-le-Duc E. Dictionnaire raisonné de l’architecture française du XIe au XVIe siècle. P., 1860. Vol. 6; Ан­д­ре­ев Ю. В. От Ев­ра­зии к Ев­ро­пе. СПб., 2002.

Вернуться к началу