Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОФА́Н

Б. М. Иофан. Жилой комплекс ЦИК и СНК (т. н. Дом на набережной). 1928–31. Фото А. И. Нагаева

ИОФА́Н Бо­рис Ми­хай­ло­вич [16(28).4.1891, Одес­са – 11.3.1976, Бар­ви­ха, близ Мо­ск­вы], рос. ар­хи­тек­тор, нар. арх. СССР (1970), член АА СССР. Учил­ся в Ху­дож. уч-ще в Одес­се (1903–11), за­тем по­мо­гал бра­ту, арх. Дмит­рию Ми­хай­ло­ви­чу Ио­фа­ну (1885–1961), в строи­тель­ст­ве до­ма в С.-Пе­тер­бур­ге (до 1914). Про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние в Ри­ме – на ар­хит. ф-те Выс­ше­го ин-та изящ­ных ис­кусств (сре­ди учи­те­лей – М. Ман­фре­ди; 1916) и в Ин­же­нер­ной шко­ле при ун-те (1919). Ра­бо­тал в мас­тер­ской из­вест­но­го рим. арх. А. Бра­зи­ни и са­мо­стоя­тель­но – в сти­ли­сти­ке не­оклас­си­циз­ма и в ду­хе рим. ба­роч­ной ар­хи­тек­ту­ры (про­ект зда­ния сов. по­соль­ст­ва в Ри­ме, 1922–23, и др.). Со­сто­ял в Итал. КП, был зна­ком с А. Грам­ши, П. Толь­ят­ти и др. По при­ез­де в СССР по­стро­ил по­сё­лок при Ште­ров­ской ГРЭС в Дон­бас­се (1924). С 1924 ра­бо­тал в Мо­ск­ве. В ра­бо­тах это­го пе­рио­да (мно­гие совм. с бра­том) про­де­лал путь от «очи­щен­но­го клас­си­циз­ма» к кон­ст­рук­ти­виз­му: квар­тал опыт­но-об­раз­цо­вых до­мов на Ру­са­ков­ской ул. (1924–25), Опыт­ная стан­ция при Хи­мич. ин-те им. Л. Я. Кар­по­ва (1926–27), учеб­ный го­ро­док Моск. с.-х. ака­де­мии им. К. А. Ти­ми­ря­зе­ва (1927–31; все – в Мо­ск­ве); са­на­то­рий «Бар­ви­ха» под Мо­ск­вой (1926–34). Од­ной из наи­бо­лее зна­чит. по­стро­ек И. стал жи­лой ком­плекс ЦИК и СНК [т. н. Дом на на­бе­реж­ной; 1928–31; кор­пу­са сгруп­пи­ро­ва­ны во­круг 3 внутр. дво­ров, вклю­ча­ют квар­ти­ры (бо­лее 500) и по­ме­ще­ния куль­тур­но-бы­то­во­го об­слу­жи­ва­ния], со­че­таю­щий но­ва­тор­ские кон­ст­рук­ции [в свод­ча­тых пе­ре­кры­ти­ях клу­ба (ны­не Те­атр эс­т­ра­ды) и ки­но­те­ат­ра] с ре­пре­зен­та­тив­ны­ми не­о­клас­сич. эле­мен­та­ми (пор­тик гл. фа­са­да).

В 1931–48 И. был во­вле­чён в ра­бо­ту по осу­ще­ст­в­ле­нию идеи Двор­ца Со­ве­тов: за­ни­мал­ся ор­га­ни­за­ци­ей кон­кур­сов (в т. ч. был ини­циа­то­ром при­гла­ше­ния иностр. уча­ст­ни­ков); раз­ра­ба­ты­вал кон­курс­ные про­ек­ты (выс­шие пре­мии 1931 и 1933) и ут­вер­ждён­ный ва­ри­ант ком­по­зи­ции с ги­гант­ской баш­ней, увен­чан­ной ста­туей В. И. Ле­ни­на (совм. с В. А. Щу­ко и В. Г. Гельф­рей­хом). Ав­тор сов. па­виль­о­нов на Все­мир­ных вы­став­ках в Па­ри­же (1937; скульп­тур­ная груп­па «Ра­бо­чий и кол­хоз­ни­ца» В. И. Му­хи­ной) и в Нью-Йор­ке (1939; ста­туя «Ра­бо­чий» В. А. Ан­д­рее­ва), стан­ции мет­ро­по­ли­те­на «Бау­ман­ская» (1939–44), ла­бо­ра­тор­но­го кор­пу­са в Ин-те фи­зич. про­блем на Во­робь­ёв­ском шос­се (1944–47; совм. с Е. Н. Ста­мо), зда­ния Ин-та неф­ти и га­за (1949–56). Соз­да­вал мн. про­ек­ты мо­ну­мен­таль­ных ан­самб­лей с об­ществ. и адм. зда­ния­ми, в т. ч. зда­ния Нар­ко­ма­та тя­жё­лой пром-сти в Мо­ск­ве (1935), ре­кон­ст­рук­ции раз­ру­шен­ных вой­ной цен­тров Ста­лин­гра­да (ны­не Вол­го­град; 1943) и Но­во­рос­сий­ска (1945), вы­сот­но­го зда­ния МГУ на Во­робь­ё­вых го­рах (1948). Ру­ко­во­дил про­ек­ти­ро­ва­ни­ем за­строй­ки в Мо­ск­ве: в Марь­и­ной Ро­ще, Сев. Из­май­лове и Со­коль­ни­ках (1955–70); по­стро­ил ряд 16-этаж­ных жи­лых до­мов, Гос. центр. ин-т фи­зич. куль­ту­ры в Из­май­ло­ве (1964–74). Гос. пр. СССР (1941). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Лит.: Эй­гель И. Ю. Б. Ио­фан. М., 1978; он же. Б. Ио­фан // Зод­чие Мо­ск­вы. М., 1988. Кн. 2; Кос­тюк М. Италь­ян­ское на­сле­дие Б. Ио­фа­на // Вес­ти Сою­за ар­хи­тек­то­ров Рос­сии. 2002. № 1; Ни­ки­тин С. Жизнь и твор­че­ст­во Б. Ио­фа­на в 1920-е гг. // Италь­ян­ский Дво­рец Со­ве­тов. Ка­та­лог вы­став­ки. М., 2006; Се­дов В. В. А. Бра­зи­ни и Б. Ио­фан // Про­ект Клас­си­ка. 2007. № 21.

Вернуться к началу