КА́ЙЗЕР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́ЙЗЕР (Keiser) Райнхард (крещён 12.1.1674, Тойхерн, близ Вайсенфельса, Тюрингия – 12.9.1739, Гамбург), нем. композитор. Из семьи органиста. В 1685–92 учился в Школе при ц. Св. Фомы в Лейпциге. С 1694 придворный камер-композитор в Брауншвайге, где поставил неск. своих опер. Не позднее 1697 перебрался в Гамбург, в 1703–09 был одним из руководителей Гамбургского оперного театра (см. Гамбургская государственная опера), для которого создал большинство опер, в т. ч. «Клавдий» (1703), «Навуходоносор» (1704). В 1700–01 капельмейстер организованных им «Зимних концертов», игравших заметную роль в муз. жизни Гамбурга. После финансового краха гамбургского театра (1718) К. работал в Штутгарте, написал неск. опер для Копенгагена (получил титул датского королевского капельмейстера). В 1723 вернулся в Гамбург, где в 1728 сменил своего друга И. Маттезона на посту кантора гор. собора. В 1731 посетил Россию, где написал «Русские песни с вариациями» для 2 скрипок и баса.
К. – виднейший нем. оперный композитор эпохи барокко, автор ок. 70 опер (при его жизни не публиковались). Ранние оперы («Адонис», 1697, и др.) близки операм Ж. Б. Люлли, И. З. Куссера и А. Стеффани, с 1700-х гг. складывался самобытный оперный стиль К. («Римские волнения, или Великодушная Октавия», 1705; «Высокомерный, поверженный и вновь возвысившийся Крёз», 1711). В своём творчестве К. объединил нем. традицию с лучшими достижениями оперного искусства Италии и Франции. Оперы К. были популярны благодаря мелодич. дару композитора (Маттезон называл К. «царём пения»), мастерству речитатива, искусной оркестровке, сценичности. «Великодушная Тамирис» (1717) – ранний образец оперы-сериа (без побочной комедийной интриги). Хотя большинство его опер написано на мифологич. и историко-легендарные сюжеты, К. первым из нем. оперных композиторов обратился к нар.-бытовой тематике («Гамбургская ярмарка, или Счастливый обман», 1725, и др.). Комич. опера «Забавный принц Йоделет» (1726) положила начало нац. традиции в этом жанре. Худож. находки К. оказали непосредств. воздействие на творчество Г. Ф. Генделя и предвосхитили достижения И. А. Хассе, К. В. Глюка и В. А. Моцарта. Среди др. сочинений – «Нравственная забава» («Gemüths-Ergötzung», 7 кантат, 1698), 9 кантат (1713), «Музыкальное земное удовольствие, моральные кантаты» (1714); оратории, мессы, псалмы.