ЧЮРЛЁНИС МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЮРЛЁНИС (Čiurlionis) Микалоюс Константинас [10(22).9.1875, Ораны Виленской губ., ныне Варена – 28.3(10.4).1911, Пустельник-Миньски Варшавской губ., ныне в черте г. Марки, Польша], литов. композитор и живописец. Брат Я. Чюрлёните В 1894–99 обучался в Муз. ин-те в Варшаве, в т. ч. композиции – у З. Носковского (к окончанию написал кантату «De profundis»), в 1901–1902 – в Лейпцигской конс. у К. Рейнеке (композиция) и С. Ядассона (контрапункт). Путешествовал по Кавказу (1905), Центр. Европе (1906). С 1905 руководил хором литов. Об-ва взаимопомощи в Варшаве. В 1907–08 жил в Вильне, руководил хором об-ва «Vilniaus kanklės», выступал как пианист и хоровой дирижёр (в т. ч. впервые исполнил кантату «De profundis»). С 1908 в С.-Петербурге, участвовал как пианист в Вечерах совр. музыки с исполнением своих сочинений (в т. ч. цикла «Море»). Один из основоположников литов. композиторской музыки, сочинял в русле неоромантизма. Среди муз. произведений: симфонические поэмы «В лесу» (1900), «Море» (1907), увертюра «Кястутис» (1902), струнный квартет (1902), сочинения для фп. (св. 200), для органа, обработки литов. нар. песен. Опера «Юрате» (на либр. С. Кимантайте – жены Ч. с 1909) осталась незавершённой.
Учился живописи в Варшаве: в рисовальной школе Я. Каузика (1902–04) и худож. уч-ще (1904–06) у К. Стабровского. Представитель символизма, испытал влияние стиля модерн. Интересовался астрономией, древними вост. религиями, эксперим. психологией, историософией, что выразилось в выборе сюжетов и глубокой символичности его живописных работ (циклы «Сотворение мира», 1905–06, «Знаки Зодиака», 1906–1907; оба – темпера), нередко объединённых в серии наподобие муз. произведений («Симфония похорон», пастель, 1903; «Соната солнца», «Соната весны», оба 1907; «Соната моря», «Соната звёзд», оба 1908; диптих «Прелюд. Фуга», 1908; все – темпера); в поздних работах Ч. стремился к синтезу музыки и живописи. Нац. романтизм отразился в использовании Ч. мотивов литов. фольклора (триптих «Сказка. Путешествие королевны», 1907; циклы «Весна», «Зима», оба 1907; «Жемайские кресты», «Сказка королей», оба 1909; все – темпера). Мн. работы близки абстракционизму (триптих «Гнев», 1904, диптих «Тоска», 1906–07; оба – пастель, и др.). Все упомянутые произведения Ч. – в Нац. худож. музее М. К. Чюрлёниса в Каунасе. Чл. объединения «Мир искусства» (с 1910).