Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАТИ́НСКИЕ ШКО́ЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 54

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Боришанская

ЛАТИ́НСКИЕ ШКО́ЛЫ, учеб­ные за­ве­де­ния на­чаль­ные или по­вы­шен­но­го ти­па с обу­че­ни­ем на лат. язы­ке. Воз­ник­ли в Зап. Ев­ро­пе в пе­ри­од ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья и пре­об­ла­да­ли до 13 в., ко­гда поя­ви­лись го­род­ские шко­лы с род­ным язы­ком обу­че­ния. Пре­по­да­ва­ние на лат. язы­ке ве­лось в цер­ков­ных шко­лах (мо­на­стыр­ских, со­бор­ных, при­ход­ских), кол­ле­ги­ях, не­ко­то­рых гор. шко­лах (це­хо­вых, гиль­дей­ских), ун-тах. В за­ви­симо­сти от ти­па шко­лы и уров­ня об­ра­зования в Л. ш. пре­по­да­ва­лись: чте­ние, пись­мо, лат. грам­ма­ти­ка, бо­го­слу­жеб­ное пе­ние; пол­ный цикл три­виу­ма (грам­ма­ти­ка, диа­лек­ти­ка, ри­то­ри­ка), ре­же – пол­ный цикл се­ми сво­бод­ных ис­кусств. Т. к. эле­мен­тар­ные Л. ш. бы­ли б. ч. бес­плат­ны­ми, дос­туп к ос­но­вам гра­мот­но­сти име­ли прак­ти­че­ски все гор. со­сло­вия, а во мно­гих ме­ст­но­стях и кре­сть­ян­ские де­ти.

В пе­ри­од Ре­фор­ма­ции воз­рос­ла роль Л. ш. как сред­не­го зве­на в об­ра­зо­ва­нии, под­го­то­вит. эта­па к по­сту­п­ле­нию в уни­вер­си­тет (в Гер­ма­нии по­лу­чи­ли назв. «учё­ные шко­лы»). В их за­да­чи вхо­ди­ло эле­мен­тар­ное об­ра­зо­ва­ние, ре­лиг. вос­пи­та­ние, обу­че­ние сво­бод­но­му вла­де­нию ла­ты­нью (в уст­ной и пись­мен­ной фор­мах) как язы­ком учё­но­го со­сло­вия. Чте­ние не­боль­шо­го кру­га лат. ав­то­ров рас­смат­ри­ва­лось как сред­ст­во обу­че­ния гра­мо­те. В не­боль­шом объ­ё­ме пре­по­да­ва­лись так­же ре­аль­ные пред­ме­ты, в не­ко­то­рых ти­пах школ – греч. язык. В 16–18 вв. на ос­но­ве Л. ш. соз­да­ва­лись сред­ние учеб­ные за­ве­де­ния, да­вав­шие клас­си­че­ское об­ра­зо­ва­ние, – гим­на­зии или пе­да­го­гиу­мы.

Лит.: Walsh J. J. High points of medieval cul­ture. N. Y., 1969; Abelson P. The seven liberal arts: a study in medieval culture. N. Y., 1972; Bowen J. A history of western education. L., 2003. Vol. 2.

Вернуться к началу