ГИМНА́ЗИИ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИМНА́ЗИИ (от др.-греч. γυμνάσιον – учебно-воспитательное заведение), средние общеобразоват. учебные заведения, характерные для системы классического образования. Термин «Г.» употреблялся также в значении «место для упражнений». В этом значении Г. функционировали в древних городах Греции, Египта, Сирии, Малой Азии. С кон. 5 в. Г. стали образоват. учреждениями, в них вели свои беседы философы, риторы, учёные. Наиболее известны греч. Г.: Дромос в Спарте, три Г. в Афинах, Кранейон в Коринфе и др.
Становление европ. Г. Нового времени связано с возникновением в 15–16 вв. латинских школ (назывались также лицеями, учёными школами, педагогиумами и др.), готовивших к поступлению в университет. Первая такая школа возникла в Лондоне в 1510; в Германии первая попытка построения системы гимназич. образования принадлежит Ф. Меланхтону, основавшему «высшую школу» в Нюрнберге (1526). Школа готовила учащихся к обществ. службе и дальнейшим науч. занятиям. С кон. 17 – нач. 18 вв. в программы Г. постепенно проникали элементы науч. естествознания, повышался удельный вес новых языков. В 19 – нач. 20 вв. Г. имелись в России, Австро-Венгрии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Сербии и нем. кантонах Швейцарии.
Во 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв. гимназич. образование дифференцируется. Появляются разновидности Г.: реальные, новых языков, естественно-математические (иногда существовали как соответствующие отделения Г.). В 1950–1970-х гг. возникли экономич., технич., муз., спортивные и др. Г., осуществляющие подготовку в отраслевые вузы. Параллельно с дифференциацией оформились альтернативные тенденции к унификации гимназич. образования: наряду с введением новых предметов (психологии, экономики, вычислит. техники и др.) определился круг обязательных предметов – худож.-языковый, политич., естественно-математич., религиозный и др. В нач. 21 в. Г. функционируют в большинстве европ. стран; во Франции им соответствуют лицеи и коллежи, в Великобритании – грамматические и высшие школы, в США – высшие школы, в Испании – институты и колледжи, в Италии – лицеи. Во многих странах Г. сохраняют значение единственного, необходимого для поступления в университет, звена среднего образования (часто без экзаменов – по конкурсу гимназич. аттестатов).
Гимназии в России
В 1804–72 Г. – основной, а в 1872–1918 – один из основных (наряду с реальными училищами) типов ср. учебного заведения. Первыми созданы мужские гимназии – Академическая гимназия, Г. при Моск. ун-те (1755–1812) и в Казани (основана в 1758). Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804), предписал создание Г. в каждом губернском городе (реализовано в 1820-х гг.). Имели 4 класса. Изучались лат., нем. и франц. языки, история, география, статистика, естеств. история, математика, физика (до 1819 также ряд др. предметов), а с 1819 – Закон Божий и рус. яз. В 1804–28 при поступлении в Г. требовалось знание курса уездных училищ. В соответствии с Уставом гимназий, училищ уездных и приходских 1828 (полностью введён в сер. 1830-х гг.) курс Г. увеличен до 7 лет, Г. стали фактически выполнять также функции начальной школы. Вводилось преподавание греч. яз. (к 1851 велось в 45 из 74 Г.). С 1849 древние языки изучали только гимназисты, намеревавшиеся поступить в университеты. В 1851 преподавание греч. яз. в большинстве Г. прекращено. Устав гимназий и прогимназий 1864 ввёл разделение Г. на реальные (в 1871 переименованы в реальные уч-ща, в 1872 утверждён их устав) и классические, предусмотрел возможность создания прогимназий – неполных ср. учебных заведений (имели 4–6 классов). Все учащиеся классич. Г. изучали лат. яз.; по мере возможности в них вводилось преподавание греч. яз. Согласно Уставу гимназий и прогимназий 1871 (действовал до 1918) срок обучения в 7-м классе составлял 2 года (в 1875 он разделён на 7-й и 8-й классы), расширены курсы древних языков (до 1890 – ок. 40% учебного времени), при Г. созданы приготовительные классы, выполнявшие функции начальной школы. В нач. 20 в. изучение греч. яз. в большинстве Г. стало необязательным. В 1913 существовали 441 мужская Г. (в 1855 – 79, в 1886 – 175), 14 шестиклассных (в 1886 – 20) и 15 четырёхклассных (в 1886 – 50) прогимназий, в них обучалось св. 152 тыс. (в 1855 – 18 тыс., в 1886 – св. 70 тыс.) гимназистов. Лица, имевшие свидетельства об окончании мужских Г., имели привилегии при поступлении на гос. службу и производстве в 1-й чин, принимались в университеты без вступительных испытаний (в 1835–63 они сдавали экзамены, но имели преимущества перед другими абитуриентами, в 1863–1884 иногда подвергались испытаниям по решению университета).
Женские гимназии и прогимназии имели 7 классов (большинство – также дополнительный 8-й педагогич. класс), их курсы были близки к курсу мужских Г., однако (за небольшим исключением) в них отсутствовали древние языки. Различались по ведомственной принадлежности. Г. Ведомства учреждений императрицы Марии (ВУИМ) существовали с 1858 (до 1862 именовались уч-щами для приходящих девиц), действовали на основе устава 1862. Первые женские Г. и прогимназии ведомства Мин-ва нар. просвещения (МНП) созданы согласно Положению о женских гимназиях и прогимназиях 1870 на основе существовавших с 1858 женских уч-щ 1-го и 2-го разрядов. Выпускницы получали звания начальных учительниц и учительниц нар. училищ, а окончившие педагогич. класс – домашних наставниц и учительниц. В 1909 МНП были подведомственны 590 женских Г. и 117 женских прогимназий (в них обучалось св. 237 тыс. гимназисток), в ВУИМ состояли 33 Г. (св. 15 тыс. гимназисток).
С 1868 некоторые частные уч-ща 1-го разряда получали наименование частных Г.; среди наиболее известных – мужская гимназия Л. И. Поливанова (позднее И. Л. Поливанова) и женская гимназия С. Н. Фишер в Москве. В мужских и женских Г. обучались дети всех сословий и вероисповеданий. В 1827 в них прекращён приём детей крепостных и дворовых, в 1887 в мужские Г. ограничено поступление лиц иудейского вероисповедания, «детей лавочников и тому подобных людей». В 1828–64 к гимназистам допускалось применение телесных наказаний. Обучение в Г. было бесплатным в 1804–19, затем для большинства учащихся платным. После Февр. революции 1917 стали открываться Г. и прогимназии с совместным обучением мальчиков и девочек. В 1918 в соответствии с Положением ВЦИК «О единой трудовой школе» Г. в РСФСР преобразованы в школы 1-й и 2-й ступеней.
В 1863–82 существовали военные гимназии (б. ч. создана на основе общих классов кадетских корпусов). Являлись заведениями интернатного типа, с 1873 принимали и приходящих учеников. Выпускники гл. обр. поступали в спец. военно-учебные заведения. В 1879 было 18 воен. Г. Реорганизованы в кадетские корпуса.
Г. вновь стали создаваться в кон. 1980-х гг. Согласно «Типовому положению об общеобразоват. учреждении» (2001), Г. реализует общеобразоват. программы основного общего и среднего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углублённую) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может также реализовывать программу начального общего образования. В 2004/2005 учебном году в РФ насчитывалось св. 1,2 тыс. гимназий.