ТРЁЛЬЧ ЭРНСТ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРЁЛЬЧ (Troeltsch) Эрнст (17.2.1865, Хаунштеттен, ныне в черте Аугсбурга – 1.2.1923, Берлин), нем. лютеранский богослов, философ, историк религии, наряду с его другом – М. Вебером один из основоположников социологии религии. Родился в семье врача. В 1883–88 учился в ун-тах Эрлангена, Берлина, Гёттингена, ученик А. Ричля. Проф. теологии Боннского (1892–1894) и Гейдельбергского (1894–1915) ун-тов, проф. философии Берлинского ун-та (с 1915).
Религиозно-филос. взгляды Т. сложились в русле идей протестантской либеральной теологии 19 в. В противовес догматич. методу, основанному на авторитете Священного Предания, он стремился выработать историко-критич. метод, поставив задачу рассмотреть «общую историю развития религиозного духа с точки зрения его укоренённости в жизни» без обращения к к.-л. сверхъестеств. феноменам (евангельские чудеса, непорочное зачатие, воскресение и др.). В духе идей И. Канта и Ф. Шлейермахера Т. ввёл понятие «религиозного априори» как изначального достояния человека. Оно актуализируется в мистич. переживаниях, являющих собой действенное присутствие Бога в конечном и индивидуальном.
Однако «религиозный дух» реализуется и развивается всегда в определённом социально-историч. контексте, оказывая влияние на общество и испытывая его воздействие. В фундам. труде «Социальные учения христианских церквей и групп» (1912) Т. рассматривал «всё религиозное, догматическое и теологическое лишь как основу социально-этических действий или как отражение и обратное воздействие социологического окружения». Поскольку длительное существование евангельского идеала любви в земных условиях невозможно без компромисса, то вся история «христианского этоса» представляет собой «всё новые поиски этого компромисса и всё новые протесты против этой готовности к компромиссу» (Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen. Tüb., 1912. S. 973). Результатом таких творч. поисков являются разл. историч. формы социокультурного синтеза, взаимного приспособления христианства и общества. В качестве осн. форм христианской социальной самоорганизации Т. выделяет Церковь – наиболее важную, преим. консервативную, массовую институцию, основанную на безличных отношениях, организованную вокруг культа и передающую в своих священнодействиях Божественную благодать; секту – малую группу, добровольное соединение избранных, стремящихся к бескомпромиссной реализации идеала Нагорной проповеди; мистику – радикальную форму индивидуализма, исходящую из непосредств. общения с Божеством.
Филос.-историч. концепция Т. испытала влияние В. Дильтея и баденской школы неокантианства. Осмысление истории, рассматриваемой как цепь однократных событий и уникальных индивидуальных образований, раскрытие смысла эпохи, имманентно ей присущей, возможно для Т. только внутри определённой культуры на основе ответств. принятия конкретной системы нравств.-религ. ценностей и обусловленного ею «культурного синтеза». Таковым выступает для Т. «европеизм», и с этим связана относительная «абсолютность христианства» (наиболее концентрированного «откровения персоналистической религиозности» по сравнению с др. религиями) для представителей европ. культуры (Т. не исключал при этом возможность появления в будущем нового Откровения), тогда как у др. культур есть свои великие религии на их пути к постижению Абсолюта.