МАНДЗО́НИ ПЬЕРО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНДЗО́НИ (Manzoni) Пьеро (13.7.1933, Сончино, пров. Кремона – 6.2.1963, Милан), итал. художник, создатель арт-объектов. Не получил спец. худ. образования. Испытал влияние Л. Фонтаны, создателя спациализма. Ранние работы М. представляют собой традиц. пейзажи и портреты в технике масляной живописи. С 1955 М. начал эпатажные эксперименты с материалом и создал первые живописные полотна, включающие «банальные» объекты: покрытые краской ножницы, гвозди, клещи и т. п. В 1956 опубликовал 2 одноим. манифеста «К открытию границ образности» («Per la scoperta di una zona d’immagini»; совм. с К. Корви-Морра, Э. Сордини, Дж. Дзекка, затем самостоятельно). В 1957 посетил выставку И. Кляйна в Милане, повлиявшую на его творч. концепцию. В 1957–59 был чл. «Ядерной группы» («Gruppo Nucleare») и одним из авторов её манифестов [в т. ч. «Манифест против стиля» («Manifesto contro lo stile»)], участвовал в выставке «Движение "Ядерное искусство"». Тогда же начал цикл «Ахромии»: пропитанные клеем и каолином холсты, сложенные наподобие скульптурного рельефа или разрезанные, либо загрунтованные и покрытые царапинами и бороздами полотна. В 1959 совм. с Э. Кастеллани начал издавать ж. «Azimuth», где публиковались работы Кляйна, А. Помодоро, П. Дорацио и др., а также открыл в Милане галерею «Azimuth». В тот же период создал первые концептуальные объекты (во многом предвосхитившие концептуальное искусство), среди которых – цикл «Линии»: линии точно вымеренной длины, проведённые чернилами на белой бумаге, свёрнутой в рулон и помещённой в чёрный футляр-цилиндр, на котором ставилась подпись автора («Линия длиной 1000 м», 1961, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). В 1960 совм. с Кляйном и Кастеллани организовал выставку «Новая худож. концепция», сопровождавшуюся публикацией манифеста «Свободное измерение» («Libera dimensione»), в котором разрабатывалась идея «тотального пространства». Создал первые «Воздушные тела» – объекты, состоящие из постамента-треножника и воздушного шарика, которые легли в основу цикла «Дыхание художника». В 1961 создал первое «Магическое основание» (собр. Аттилио Кодоньято, Венеция) – дерев. постамент, по замыслу автора превращавший любого человека или предмет в произведение иск-ва; в Риме экспонировал «Ахромии» и «Живые скульптуры» [живые люди, на которых М. ставил свою подпись и выдавал «сертификат подлинности»; среди подписанных «скульптур» (всего 71) был У. Эко]. К тому же периоду относятся 90 консервных банок «Дерьма художника», продававшегося на вес в соответствии с котировкой золота на день продажи («Дерьмо художника № 31», 1961, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). В 1961 посетил Копенгаген, где представил персональную выставку и создал значит. количество новых работ, в т. ч. «Цоколь мира» (металл; установлен в г. Хернинг в Дании). Творчество М. повлияло на художников направления арте повера.