ДОНН ДЖОН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОНН (Donne) Джон (между 24.1 и 19. 6.1572, Лондон – 31.3.1631, там же), англ. поэт. Родился в семье богатого торговца. Со стороны матери был связан родством с Т. Мором и Дж. Хейвудом. Учился в Оксфордском (1584–87), затем, вероятно, в Кембриджском ун-тах, но из-за приверженности к католицизму не смог получить степень магистра. В 1589–91 предположительно путешествовал по Испании и Италии. В 1596–97 участвовал в возглавляемых гр. Эссексом воен. экспедициях англ. флота к Кадису и Азорским о-вам; по возвращении получил место секретаря у сэра Т. Эджертона, лорда-хранителя королевской печати. В дек. 1601 вступил в тайный брак с племянницей Эджертона, за что был заточён в Тауэр. Суд признал брак действительным и освободил Д. Лишённый средств к существованию, он был вынужден жить за счёт милостей знатных покровителей. В 1615 принял сан англиканского священника; в 1621 вступил в должность настоятеля собора Св. Павла в Лондоне.
Почти все поэтич. произведения Д. были опубликованы лишь посмертно (1-е собр. соч. Д. вышло в 1633), поэтому их датировка затруднительна. К раннему периоду творчества относятся сатиры и элегии, ориентированные на классич. образцы (Гораций, Ювенал, Овидий). Идеализации любовных отношений, характерной для англ. представителей петраркизма, Д. противопоставил нарочитую эротичность в цикле «Песни и сонеты» («Songs and sonnets», 1590–1617), где, представив широкий спектр эмоций и чувств – от экстатич. порыва страсти до отрешённого спокойствия, призывает то к постоянной смене партнёров, то к любви как гармонич. единству духовного и чувственного начал. В цикле «Священные сонеты» («Holy sonnets», 1610–15), пронизанном идеей всепоглощающей любви к Богу, вместе с тем отразились душевные сомнения Д., чувство страха и внутр. конфликт. В поэмах «Анатомия мира: Первая годовщина» («An anatomy of the world. The first anniversary», 1611) и «О пути души: Вторая годовщина» («Of the progress of the soule: The second anniversary», 1612, рус. пер. 1973, фрагмент), написанных на смерть 14-летней Э. Друри, дочери одного из покровителей Д., сочетаются элементы медитации, траурной элегии, проповеди и гимна; в них Д. противопоставляет реальный мир, утративший гармонию и распадающийся, идеальному бытию, воплощение которого он видит в образе юной героини. Д. сочинял также в жанрах послания, эпиграммы, религ. гимна.
Поэзии Д. присущи напряжённый интеллектуализм в сочетании с порывами чувственности, резкие контрасты идеализации и цинизма, трагедийности и гедонизма, выражающие ощущение внутр. разлада, осознание несовершенства и дисгармоничности мира. Д. ввёл в англ. лит-ру типичный для барокко особый вид метафоры – концепт (conceit), представлявший собой неожиданное развёрнутое сопоставление далёких друг от друга явлений. Для своих метафор Д. заимствовал образность из не относящихся к поэзии областей: алхимии, астрономии, медицины, философии и др. [напр., 12-строчное сравнение двух любящих с циркулем в стих. «Прощание, запрещающее грусть» («A valediction forbidding mourning»)]. Новаторство Д. проявилось также в использовании лексич., синтаксич. и интонац. черт разг. речи; эта особенность, наряду с драматизацией, обращённостью к собеседнику, придаёт поэзии Д. эмоциональность непосредств. общения. Поэзия Д. оказала большое влияние на Дж. Херберта, Р. Крэшо, Э. Марвелла и др. англ. поэтов, объединяемых вместе с самим Д. в метафизическую школу. Позднее интерес к ней проявляли С. Т. Колридж и Т. Де Куинси; её воздействие отразилось в творчестве У. Б. Йейтса, Т. С. Элиота, Р. Грейвса, У. Х. Одена, Дилана Томаса, И. А. Бродского (переводившего Д. на рус. яз.).
Вершина мастерства Д.-прозаика – его проповеди, проникновенные и остроумные, отличавшиеся виртуозным использованием метафор-концептов. Последняя проповедь – «Схватка смерти» («Deaths duel», 1632, рус. пер. 2004) была прочитана Д. за неск. дней до кончины, став его прощанием с миром. Прозаич. «Обращения к Господу в час нужды и бедствий» («Devotions upon emergent occasions», 1624), написанные Д. во время болезни, отражают пережитый им опыт приближения к смерти: произведение состоит из 23 разделов, каждый из которых включает в себя 3 части – медитацию, увещевание и молитву, и соотносится с распространёнными в 15–16 вв. трактатами об искусстве умирания (ars moriendi). Среди др. прозаич. сочинений: трактат «Биатанатос» («Biathanatos», 1608) – рассуждение на тему самоубийства, доказывающее его морально-религ. допустимость; антикатолич. памфлет «Псевдомученик» («Pseudo-martyr», 1610), сатира на иезуитов «Игнатий и его конклав» («Ignatius, his conclave», 1611).