Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АСКЕ́ТИКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 360

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Г. Заманская

АСКЕ́ТИКА (греч. ἀσϰητιϰφιλολογία – ас­ке­ти­че­ская фи­ло­ло­гия), бо­го­слов­ская дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая прин­ци­пы ас­ке­зы (см. Ас­ке­тизм).

Ас­ке­тич. бо­го­сло­вие, опи­ра­ясь на Но­вый За­вет, бе­рёт на­ча­ло от со­чи­не­ний свя­тых Ма­ка­рия Ве­ли­ко­го, Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го (с име­нем по­след­не­го свя­за­на пре­им. за­пад­нохри­сти­ан­ская тра­ди­ция А.) и по­лу­ча­ет даль­ней­шее раз­ви­тие в про­из­ве­де­ни­ях Гри­го­рия Си­наи­та, Гри­го­рия Па­ла­мы и др. от­цов Церк­ви. Ино­гда тер­мин «А.» ис­поль­зу­ет­ся в зна­че­нии «кор­пус ас­ке­тич. тек­стов». А. обос­но­вы­ва­ет дей­ст­вен­ную не­об­хо­ди­мость мо­лит­вы, по­ста, не­стя­жа­ния, воз­дер­жа­ния, борь­бы со стра­стя­ми и от­ка­за от при­вя­зан­но­сти к мир­ским удо­воль­ст­ви­ям для спа­се­ния ду­ши. При этом фи­зич. ог­ра­ни­че­ния яв­ля­ют­ся не са­мо­це­лью, а лишь сред­ст­вом очи­ще­ния че­ло­ве­че­ской при­ро­ды и ис­це­ле­ния её от гре­ха, бла­го­да­ря че­му ста­но­вит­ся воз­мож­ным стя­жа­ние Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти и бо­го­по­зна­ние.

В вос­точ­нохри­сти­ан­ской тра­ди­ции аске­тич. иде­ал свя­зан с по­ня­ти­ем «обо­же­ния» – вос­ста­нов­ле­ния в че­ло­ве­ке об­раза и по­до­бия Божь­е­го, ко­то­рое дос­ти­га­ет­ся че­рез очи­ще­ние ума от не­по­добаю­щих мыс­лей, де­ла ми­ло­сер­дия и мо­лит­ву и при­во­дит к пол­но­му пре­об­ра­же­нию че­ло­ве­ка. Важ­ное ме­сто в вос­точ­нохри­сти­ан­ской А. за­ни­ма­ет та­кое бо­гослов­ское на­прав­ле­ние, как иси­хазм. В ка­то­ли­че­ст­ве прин­ци­пы ас­ке­зы при­ме­ня­лись пре­им. в прак­ти­ке разл. ор­де­нов мо­на­ше­ских (кар­ту­зи­ан­цы, фран­ци­скан­цы, трап­пи­сты и др.). Отд. ас­ке­тич. тен­ден­ции сфор­ми­ро­ва­лись и в не­ко­то­рых на­прав­ле­ни­ях про­тес­тан­тиз­ма (напр., от­ри­ца­ние те­ат­ра и свет­ской ли­те­ра­ту­ры в пу­ри­тан­ст­ве).

Лит.: Пономарев П. Дог­ма­ти­че­ские ос­но­вы хри­сти­ан­ско­го ас­ке­тиз­ма по тво­ре­ни­ям вос­точ­ных пи­са­те­лей-ас­ке­тов IV в. Ка­зань, 1899; Buonaiuti E. Le origini dell’ascetismo cristiano. Pinerolo, 1928; Tanquerey A. Précis de théologie ascétique et mystique. P., 1949; Сидоров А. И. Древ­не­хри­сти­ан­ский ас­ке­тизм и за­ро­ж­де­ние мо­на­ше­ст­ва. М., 1998; Хору­жий С. С. К фе­но­ме­но­ло­гии ас­ке­зы. М., 1998; Лосский В. Н. Бо­го­сло­вие и бо­го­ви­де­ние: Сб. ст. М., 2000; Мейендорф И., прот. Ис­то­рия Церк­ви и вос­точ­но-хри­сти­ан­ская мис­ти­ка. М., 2000; Усков Н. Ф. Хри­сти­ан­ст­во и мо­на­ше­ст­во в За­пад­ной Ев­ро­пе ран­не­го сред­не­ве­ко­вья. СПб., 2001.

Вернуться к началу