КОЛОКО́ЛЬНЫЕ ЗВО́НЫ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛОКО́ЛЬНЫЕ ЗВО́НЫ, сигнальные либо музыкально осмысленные звуки церковного колокола или колоколов.
В России иск-во К. з. достигло высокого уровня и развилось в самостоят. ветвь православной культуры, время её расцвета – 2-я пол. 17 – нач. 20 вв. Акустич. особенности рус. колоколов (сложный спектр с гармоническими и негармоническими обертонами, неравномерное затухание обертонов и др.) и способ звонить (раскачивая язык) позволяют звонарям достигать необычайного разнообразия в выполнении К. з. Виды звона регламентированы церковным уставом и местными традициями. Праздничные К. з. нередко представляют собой высокохудожественные муз. композиции. Правила К. з. содержатся в Типиконе. Традиционно колокольня или звонница оснащена тремя группами колоколов разной величины: благовестники (самые тяжёлые), подзвонные (средние), зазвонные (малые). Различают неск. видов канонич. К. з., которые могут применяться отдельно или в комбинациях. Благовест (мерные удары в большой колокол-благовестник) сообщает верующим о начале богослужения; в зависимости от дня церковного года используются разные колокола – праздничный, воскресный, полиелейный, вседневный. Перебор (медленные удары в каждый колокол начиная с самого малого и удар «во вся») совершается перед отпеванием и во время выноса гроба из храма. Трезвон (звон во все колокола; по форме не регламентирован) совершается в праздничные дни, в торжеств. местах богослужения, во время крестных ходов и т. д. Перезвон (поочерёдно во все колокола начиная с самого большого) совершается на вечерне Великой пятницы (на Страстной седмице), во время выноса плащаницы на утрене Великой субботы, во время крестного хода с крестом в день Воздвижения Креста Господня, во время выноса креста в третье воскресенье Великого поста (на Крестопоклонной неделе); частый перезвон (по несколько ударов в каждый колокол) совершается перед малым освящением воды, архиерейским рукоположением и в других торжественных случаях. На основе канонических звонов формировались традиции каждого храма или монастыря; своими К. з. славились звонницы Ростовского кремля, Свято-Успенского Псково-Печерского мон., Саввино-Сторожевского мон. в Звенигороде.
Неофициальный запрет на К. з. в СССР, сопровождавшийся массовым разрушением колоколов, последовал в кон. 1920-х гг., традиция звона сохранялась лишь в некоторых храмах и монастырях. В 1970–80-х гг. пробудился обществ. интерес к иск-ву рус. К. з. В 1989 под эгидой Фонда культуры образовалась Ассоциация колокольного иск-ва России. В 1995 основан Моск. колокольный центр для обучения церковных звонарей, открыты школы в разных городах России (одна из первых – в Архангельске, 1975). Проводятся фестивали и концерты колокольной музыки. См. также ст. Колокольные звоны в разделе Музыка в томе «Россия».
В католической традиции К. з. сопровождают евхаристич. процессии, молитву Ангел Господень, обряд погребения, подчёркивают наиболее значимые моменты Евхаристии и т. д. После мессы Великого четверга К. з. прекращаются до навечерия Пасхи. Характерны настройка колоколов на определённую высоту и иной, чем в православной традиции, способ звона: раскачивается колокол (а не язык). Наборы «западных» колоколов используются в карийоне, курантах.
Кроме богослужебного употребления, звон с церковных колоколен в России и странах Европы служил как сторожевой, набатный, путевой и др. К. з. производился и по случаю разных торжеств светского характера. По нар. представлениям, К. з. обладает силой «отводить» зло (непогоду, эпидемию).