КУРА́НТЫ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУРА́НТЫ (от франц. courant – бегущий), часы с боем и/или c музыкой. Разновидность механических музыкальных инструментов. Конструкция основана на соединении часового механизма с набором колоколов или колокольчиков. С основным храповиком часового хода соединён цилиндр (барабан), покрытый штифтами, который в необходимый момент времени освобождается от стопора и начинает вращаться; штифты приводят в движение молоточки, ударяющие в определённой последовательности по колоколам. Колокола могут быть как свободно висящими (башенные К.), так и неподвижными (в интерьерных К. – многоярусные или вложенные друг в друга). Производимые звучания – от обычного часового боя до развёрнутых муз. фрагментов (в зависимости от числа колоколов и сложности программы – штифтовки барабана). Издавна строились К. с разнообразными и запоминающимися мелодиями, которые менялись в течение суток или исполнялись только в определённые часы. Осн. функция К. – сигнальная.
В Зап. Европе башенные К. распространялись с нач. 15 в. (устанавливались на колокольнях, кампанилах, башнях ратуш и др.), интерьерные и портативные (карманные, наручные) – с кон. 15 – нач. 16 вв. Мн. мелодии башенных К. пользовались значит. популярностью среди гор. населения (напр., мелодия «Братец Яков» стала нар. песней во Франции и Германии). В 16–18 вв. центрами произ-ва башенных К. были Голландия и Бельгия. Со временем мн. башенные К. приобрели значение гор. эмблем, напр. К. на Часовой башне (Биг-Бен) здания Парламента в Лондоне («вестминстерские К.»; открыты в 1859). В 17–19 вв. лидер по изготовлению комнатных и портативных К. – Великобритания.
В России первые башенные часы с боем установлены в 1404 в Моск. Кремле. В 1625 на Спасской (Фроловской) башне Кремля построены первые К. с музыкой (рус. мастера под рук. англ. мастера Христофора Головея; в 1628, 1668 восстанавливались после пожаров). При царе Алексее Михайловиче К. появились во многих значит. городах и монастырях. По заказу Петра I К. с музыкой были изготовлены в Голландии и установлены в С.-Петербурге и Москве, в т. ч. на Спасской башне (1706, пострадали при пожаре в 1737). Восстановленные в 1767–1770 по Указу Екатерины II, К. на Спасской башне в 1812 были повреждены пожаром, в 1815 отремонтированы. В 1851–1852 Спасские К. перестроены мастерской бр. И. Н. и Н. Н. Бутеноп (конструкция действует поныне), ок. 40 колоколов озвучивали избранные имп. Николаем I мелодии: «Коль славен наш Господь в Сионе» Д. С. Бортнянского и марш Преображенского полка. Та же мастерская отремонтировала К. Петропавловского собора С.-Петербурга (1858) и выпустила неск. десятков К. для др. рос. городов. Среди отеч. производителей К. – петербургские, нижегородские, уральские мастера.
После Окт. революции 1917 действующими оставались только К. Петропавловского собора в Петрограде (воспроизводили «Интернационал») и К. Спасской башни в Москве (повреждены в 1917 арт. снарядом, отреставрированы в 1918 по указанию В. И. Ленина; часовой мастер Н. В. Беренс). Спасские (Кремлёвские) К. с 1918 воспроизводили «Интернационал» (до 1938) и революц. песню «Вы жертвою пали» (до 1932; штифтовка барабанов произведена худ. М. М. Черемных). До 1937 часы на Спасской башне заводились вручную, затем смонтирован электрич. привод, механизм полностью электрифицирован. Ныне механизм боя Кремлёвских К. включает 9 колоколов, отбивающих четверти часа, и один колокол, отбивающий полный час (этот колокол массой 2160 кг сохранился от К., установленных при Екатерине II, отлит в 1769 мастером С. Можжухиным). Соединённые кабелем с контрольными часами Моск. астрономич. ин-та им. П. К. Штернберга, кремлёвские часы показывают точное моск. время.
В рус. лит. традиции до сер. 20 в. словом «К.» обозначался также карийон.