Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУРА́НТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 379

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КУРА́НТЫ (от франц. courant – бе­гу­щий), ча­сы с бо­ем и/или c му­зы­кой. Раз­но­видность ме­ха­ни­че­ских му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов. Кон­ст­рук­ция ос­но­ва­на на со­еди­не­нии ча­со­во­го ме­ха­низ­ма с на­бо­ром ко­ло­ко­лов или ко­ло­коль­чи­ков. С ос­нов­ным хра­по­ви­ком ча­со­во­го хо­да со­еди­нён ци­линдр (ба­ра­бан), по­кры­тый штиф­та­ми, ко­то­рый в не­об­хо­ди­мый мо­мент вре­ме­ни ос­во­бо­ж­да­ет­ся от сто­по­ра и на­чина­ет вра­щать­ся; штиф­ты при­во­дят в дви­же­ние мо­ло­точ­ки, уда­ряю­щие в оп­ре­де­лён­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти по ко­ло­ко­лам. Ко­ло­ко­ла мо­гут быть как сво­бод­но ви­ся­щи­ми (ба­шен­ные К.), так и не­под­виж­ны­ми (в ин­терь­ер­ных К. – мно­го­ярус­ные или вло­жен­ные друг в дру­га). Про­из­во­ди­мые зву­ча­ния – от обыч­но­го ча­со­во­го боя до раз­вёр­ну­тых муз. фраг­мен­тов (в за­ви­си­мо­сти от чис­ла ко­ло­ко­лов и слож­но­сти про­грам­мы – штиф­тов­ки ба­ра­ба­на). Из­дав­на строи­лись К. с раз­но­об­раз­ны­ми и за­по­ми­наю­щи­ми­ся ме­ло­дия­ми, ко­то­рые ме­ня­лись в те­че­ние су­ток или ис­пол­ня­лись толь­ко в оп­ре­де­лён­ные ча­сы. Осн. функ­ция К. – сиг­наль­ная.

В Зап. Ев­ро­пе ба­шен­ные К. рас­про­стра­ня­лись с нач. 15 в. (ус­та­нав­ли­ва­лись на ко­ло­коль­нях, кам­па­ни­лах, баш­нях ра­туш и др.), ин­терь­ер­ные и пор­та­тив­ные (кар­ман­ные, на­руч­ные) – с кон. 15 – нач. 16 вв. Мн. ме­ло­дии ба­шен­ных К. поль­зо­ва­лись зна­чит. по­пу­ляр­но­стью сре­ди гор. на­се­ле­ния (напр., ме­ло­дия «Бра­тец Яков» ста­ла нар. пес­ней во Фран­ции и Гер­ма­нии). В 16–18 вв. цен­тра­ми про­из-ва ба­шен­ных К. бы­ли Гол­лан­дия и Бель­гия. Со вре­ме­нем мн. башен­ные К. при­об­ре­ли зна­че­ние гор. эмб­лем, напр. К. на Ча­со­вой баш­не (Биг-Бен) зда­ния Пар­ла­мен­та в Лон­доне («вест­мин­стер­ские К.»; от­кры­ты в 1859). В 17–19 вв. ли­дер по из­го­тов­ле­нию ком­нат­ных и пор­та­тив­ных К. – Ве­ли­ко­бри­та­ния.

В Рос­сии пер­вые ба­шен­ные ча­сы с бо­ем ус­та­нов­ле­ны в 1404 в Моск. Крем­ле. В 1625 на Спас­ской (Фро­лов­ской) баш­не Крем­ля по­строе­ны пер­вые К. с му­зы­кой (рус. мас­те­ра под рук. англ. мас­те­ра Хри­сто­фо­ра Го­ло­вея; в 1628, 1668 вос­ста­нав­ли­ва­лись по­сле по­жа­ров). При ца­ре Алек­сее Ми­хай­ло­ви­че К. поя­ви­лись во мно­гих зна­чит. го­ро­дах и мо­на­сты­рях. По за­ка­зу Пет­ра I К. с му­зы­кой бы­ли из­го­тов­ле­ны в Гол­лан­дии и ус­та­нов­ле­ны в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве, в т. ч. на Спас­ской баш­не (1706, по­стра­да­ли при по­жа­ре в 1737). Вос­ста­нов­лен­ные в 1767–1770 по Ука­зу Ека­те­ри­ны II, К. на Спас­ской баш­не в 1812 бы­ли по­вре­ж­де­ны по­жа­ром, в 1815 отре­мон­ти­ро­ва­ны. В 1851–1852 Спас­ские К. пе­ре­строе­ны мас­тер­ской бр. И. Н. и Н. Н. Бу­те­ноп (кон­ст­рук­ция дей­ст­ву­ет по­ны­не), ок. 40 ко­ло­ко­лов оз­ву­чи­ва­ли из­бран­ные имп. Ни­ко­ла­ем I ме­ло­дии: «Коль сла­вен наш Гос­подь в Сио­не» Д. С. Борт­нян­ско­го и марш Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка. Та же мас­тер­ская от­ре­мон­ти­ро­ва­ла К. Пе­тро­пав­лов­ско­го со­бо­ра С.-Пе­тер­бур­га (1858) и вы­пус­ти­ла неск. де­сят­ков К. для др. рос. го­ро­дов. Сре­ди отеч. про­из­во­ди­те­лей К. – пе­тер­бург­ские, ни­же­го­род­ские, ураль­ские мас­те­ра.

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 дей­ст­вую­щи­ми ос­та­ва­лись толь­ко К. Пе­тро­пав­лов­ско­го со­бо­ра в Пет­ро­гра­де (вос­про­из­во­ди­ли «Ин­тер­на­цио­нал») и К. Спас­ской баш­ни в Мо­ск­ве (по­вре­ж­де­ны в 1917 арт. сна­ря­дом, от­рес­тав­ри­ро­ва­ны в 1918 по ука­за­нию В. И. Ле­ни­на; ча­со­вой мас­тер Н. В. Бе­ренс). Спас­ские (Крем­лёв­ские) К. с 1918 вос­про­из­во­ди­ли «Ин­тер­на­цио­нал» (до 1938) и ре­во­люц. пес­ню «Вы жерт­вою па­ли» (до 1932; штиф­тов­ка ба­ра­ба­нов про­из­ве­де­на худ. М. М. Че­рем­ных). До 1937 ча­сы на Спас­ской баш­не за­во­ди­лись вруч­ную, за­тем смон­ти­ро­ван элек­трич. при­вод, ме­ха­низм пол­но­стью элек­три­фи­ци­ро­ван. Ны­не ме­ха­низм боя Крем­лёв­ских К. вклю­ча­ет 9 ко­ло­ко­лов, от­би­ваю­щих чет­вер­ти ча­са, и один ко­ло­кол, от­би­ваю­щий пол­ный час (этот ко­ло­кол мас­сой 2160 кг со­хра­нил­ся от К., ус­та­нов­лен­ных при Ека­те­ри­не II, от­лит в 1769 мас­те­ром С. Мож­жу­хи­ным). Со­еди­нён­ные ка­бе­лем с кон­троль­ны­ми ча­са­ми Моск. ас­тро­но­мич. ин-та им. П. К. Штерн­бер­га, крем­лёв­ские ча­сы по­ка­зы­ва­ют точ­ное моск. вре­мя.

В рус. лит. тра­ди­ции до сер. 20 в. сло­вом «К.» обо­зна­чал­ся так­же ка­рий­он.

Лит.: Пух­на­чев Ю. В. За­гад­ки зву­ча­ще­го ме­тал­ла. М., 1974; Пи­пу­ны­ров В. Н., Чер­ня­гин Б. М. Раз­ви­тие хро­но­мет­рии в Рос­сии. М., 1977; Пи­пу­ны­ров В. Н. Ис­то­рия ча­сов с древ­ней­ших вре­мен до на­ших дней. М., 1982.

Вернуться к началу