Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СВЯЩЕ́ННОЕ ПРЕДА́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 582

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Прот. Вадим (Леонов)

СВЯЩЕ́ННОЕ ПРЕДА́НИЕ, со­во­куп­ность ре­ли­ги­оз­но­го опы­та и зна­ния, на­ка­п­ли­вае­мо­го и пе­ре­да­вае­мо­го в ре­ли­ги­оз­ной тра­ди­ции.

В пра­во­сла­вии под С. П. по­ни­ма­ет­ся не­пре­стан­но на­ка­п­ли­вае­мый опыт жиз­ни в Бо­ге, по Его за­по­ве­дям, хра­ни­мый и пе­ре­да­вае­мый Цер­ко­вью из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Жизнь хри­сти­ан со­глас­но С. П. яв­ля­ет­ся бла­го­дат­ной ос­но­вой един­ст­ва Церк­ви, не­пре­рыв­ной свя­зи с Ии­су­сом Хри­стом и апо­сто­ла­ми, её са­мо­то­ж­де­ст­вен­но­сти в ок­ру­жаю­щем ми­ре и ис­то­рии. В ос­но­ве С. П. Церк­ви лежит От­кро­ве­ние Бо­га, дан­ное лю­дям разл. об­ра­зом, по­это­му ссыл­ки на С. П. об­ла­да­ют зна­чи­тель­ным ав­то­ри­те­том. Од­на­ко не все цер­ков­ные тра­ди­ции, зна­ния и опыт мо­гут быть от­не­се­ны к С. П. Для вклю­че­ния в эту «со­кро­вищ­ни­цу» не­об­хо­ди­мо, что­бы оп­ре­де­лён­ное яв­ле­ние со­дей­ст­во­ва­ло об­ще­нию че­ло­ве­ка с Бо­гом, бы­ло по­лез­ным для мно­гих хри­сти­ан, бы­ло вос­при­ня­то Цер­ко­вью как со­от­вет­ст­вую­щее уче­нию Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста (про­изош­ла цер­ков­ная ре­цеп­ция). Хра­ни­тель­ни­цей С. П. яв­ля­ет­ся Цер­ковь во всей пол­но­те (от пат­ри­ар­ха до ми­ря­ни­на). Спо­со­бы пе­ре­да­чи С. П. ни­ко­гда в Церк­ви стро­го не рег­ла­мен­ти­ро­ва­лись. Оно мо­жет рас­про­стра­нять­ся лю­бым спо­со­бом, ко­то­рый до­но­сит суть С. П. в при­ем­ле­мом ви­де и по­зво­ля­ет его ус­во­ить (пись­мен­но, уст­но, че­рез ико­ны, об­раз жиз­ни и др.).

Важ­ней­шие эле­мен­ты С. П.: Свя­щен­ное Пи­са­ние; дог­ма­тич. и ка­но­нич. по­ста­нов­ле­ния Все­лен­ских и об­ще­зна­чи­мых по­ме­ст­ных со­бо­ров (см. Со­бо­ры цер­ков­ные); та­ин­ст­ва и свя­щен­но­дей­ст­вия Церк­ви; тво­ре­ния от­цов и учи­те­лей Церк­ви; ас­ке­ти­че­ский опыт; гим­но­гра­фия; ико­но­гра­фия и др. Со­глас­но пра­во­слав­но­му уче­нию, С. П. яв­ля­ет­ся пер­вич­ным по от­но­ше­нию к Свя­щен­но­му Пи­са­нию, ко­то­рое толь­ко в кон­тек­сте С. П. мо­жет быть пра­виль­но по­ня­то.

В ка­то­ли­циз­ме С. П. и Свя­щен­ное Пи­са­ние рас­смат­ри­ва­ют­ся как два взаи­мо­свя­зан­ных ис­точ­ни­ка Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния, но в от­ли­чие от пра­во­сла­вия су­ще­ст­ву­ет пред­став­ле­ние о «ди­на­мич. раз­ви­тии» С. П. в Церк­ви (дог­ма­тич. кон­сти­ту­ция ‘Dei Verbum’ Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра, 1965). В про­тес­тан­тиз­ме зна­че­ние С. П. зна­чи­тель­но при­ни­жа­ет­ся или от­вер­га­ет­ся (прин­цип «толь­ко Пи­са­ние» – sola Scriptura).

Ана­ло­ги хри­сти­ан­ско­го С. П. ино­гда вы­де­ля­ют и в др. ре­ли­ги­ях (напр., Сун­на в ис­ла­ме).

Вернуться к началу