КЕ́НОСИС
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕ́НОСИС (греч. ϰένωσις – опустошение, истощение), в христианском богословии, в области христологии, – уничижение, истощание, самоумаление Бога в деле спасения человека. Пророчество об уничижении «мужа скорбей» содержится уже в Ветхом Завете (Ис. 53:3). Ключевым событием истории спасения человека явилось Боговоплощение, в котором Христос принял на Себя все последствия грехопадения: немощь, страдания, смертность человеческой природы, чтобы в Самом Себе исцелить её. Божественный К. проявляется во всех человеческих деяниях Иисуса Христа. Крестные страдания (см. Страсти Христовы) – предел истощания, когда Богочеловек принимает крайние последствия грехопадения: богооставленность («Боже Мой, Боже Мой! – для чего Ты Меня оставил?» – Мф. 27:46) и смерть. Христос проявляет отказ от собственной воли, полное послушание, подчинение воле Отца – вплоть до «позорной» смерти на кресте. Полнота предания Себя воле Отца предельно выражается во время распятия: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46). Его истощание, по выражению рус. богослова В. Н. Лосского, есть «истощание вольное» (ср.: «Он истязуем был, но страдал добровольно…» – Ис. 53:7): будучи Богом (сохраняя Свою Божественную природу), Он соглашается стать смертным, ибо единственная возможность победить смерть – позволить ей проникнуть в Самого Бога. В К. Божество Христа не оказывает никакого давления на человеческую природу. Христос скрывает и одновременно являет Своё Божество в человечестве. Чудеса, совершаемые Иисусом Христом, суть внешние выражения Божественной славы. Лишь однажды в Его человечестве открылось Богоявление: когда Он предстал в Божественной славе в момент Преображения.
К. Христа заканчивается с Его Воскресением. Истинный человек и истинный Бог Христос побеждает смерть в Самом Себе и являет людям путь к спасению через Самого Себя («Я есмь путь и истина и жизнь» – Ин. 14:6).
Понятие К. может употребляться в более широком смысле – как проявление трансцендентного Бога в пространстве и времени, связанное с Его самоограничением (напр., акт творения мира).