Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕ́НОСИС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 574

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Н. Артёмкин

КЕ́НОСИС (греч. ϰένωσις – опус­то­ше­ние, ис­то­ще­ние), в хри­сти­ан­ском бо­го­сло­вии, в об­лас­ти хри­сто­ло­гии, – уни­чи­же­ние, ис­то­ща­ние, са­мо­ума­ле­ние Бо­га в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка. Про­ро­че­ст­во об уни­чи­же­нии «му­жа скор­бей» со­дер­жит­ся уже в Вет­хом За­ве­те (Ис. 53:3). Клю­че­вым событием истории спасения че­ло­ве­ка явилось Бо­го­во­пло­ще­ние, в ко­то­ром Хри­стос при­нял на Се­бя все по­след­ст­вия гре­хо­па­де­ния: не­мощь, стра­да­ния, смерт­ность че­ло­ве­че­ской при­ро­ды, что­бы в Са­мом Се­бе ис­це­лить её. Бо­же­ст­вен­ный К. про­яв­ля­ет­ся во всех че­ло­ве­че­ских дея­ни­ях Ии­су­са Хри­ста. Кре­ст­ные стра­да­ния (см. Стра­сти Хри­сто­вы) – пре­дел ис­то­ща­ния, ко­гда Бо­го­че­ло­век при­ни­ма­ет край­ние по­след­ст­вия гре­хо­па­де­ния: бо­го­ос­тав­лен­ность («Бо­же Мой, Бо­же Мой! – для че­го Ты Ме­ня ос­та­вил?» – Мф. 27:46) и смерть. Хри­стос про­яв­ля­ет от­каз от соб­ст­вен­ной во­ли, пол­ное по­слу­ша­ние, под­чи­не­ние во­ле От­ца – вплоть до «по­зор­ной» смер­ти на кре­сте. Пол­но­та пре­да­ния Се­бя во­ле От­ца пре­дель­но вы­ра­жа­ет­ся во вре­мя рас­пя­тия: «От­че! в ру­ки Твои пре­даю дух Мой» (Лк. 23:46). Его ис­то­ща­ние, по вы­ра­же­нию рус. бо­го­сло­ва В. Н. Лос­ско­го, есть «ис­то­ща­ние воль­ное» (ср.: «Он ис­тя­зу­ем был, но стра­дал доб­ро­воль­но…» – Ис. 53:7): бу­ду­чи Бо­гом (со­хра­няя Свою Бо­же­ст­вен­ную при­ро­ду), Он со­гла­ша­ет­ся стать смерт­ным, ибо един­ст­вен­ная воз­мож­ность по­бе­дить смерть – по­зво­лить ей про­ник­нуть в Са­мо­го Бо­га. В К. Бо­же­ст­во Хри­ста не ока­зы­ва­ет ни­ка­ко­го дав­ле­ния на че­ло­ве­че­скую при­ро­ду. Хри­стос скры­ва­ет и од­но­вре­мен­но яв­ля­ет Своё Бо­же­ст­во в че­ло­ве­че­ст­ве. Чу­де­са, со­вер­шае­мые Ии­су­сом Хри­стом, суть внеш­ние вы­ра­же­ния Бо­же­ст­вен­ной сла­вы. Лишь од­наж­ды в Его че­ло­ве­че­ст­ве от­кры­лось Бо­го­яв­ле­ние: ко­гда Он пред­стал в Бо­же­ст­вен­ной сла­ве в мо­мент Пре­об­ра­же­ния.

К. Хри­ста за­кан­чи­ва­ет­ся с Его Вос­кре­се­ни­ем. Ис­тин­ный че­ло­век и ис­тин­ный Бог Хри­стос по­бе­ж­да­ет смерть в Са­мом Се­бе и яв­ля­ет лю­дям путь к спа­се­нию че­рез Са­мо­го Се­бя («Я есмь путь и ис­ти­на и жизнь» – Ин. 14:6).

По­ня­тие К. мо­жет упо­треб­лять­ся в бо­лее ши­ро­ком смыс­ле – как про­яв­ле­ние транс­цен­дент­но­го Бо­га в про­ст­ран­ст­ве и вре­ме­ни, свя­зан­ное с Его са­мо­ог­ра­ни­че­ни­ем (напр., акт тво­ре­ния ми­ра).

Лит.: Лосский В. Н. Очерк мистического бо­го­словия Восточной Церкви. М., 1991; Cro­nin K. M. Kenosis: emptying self and the path of Christian service. Rockport, 1992.

Вернуться к началу