Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКУМЕНИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 293

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. С. Филиппов

ЭКУМЕНИ́ЗМ [от греч. οἰϰουμένη(γῆ), букв. – оби­тае­мая (зем­ля)], идео­ло­гия все­хри­сти­ан­ско­го един­ст­ва; фор­ма меж­хри­сти­ан­ско­го диа­ло­га; дви­же­ние за сбли­же­ние церк­вей. Воз­ник­ло по ини­циа­ти­ве про­тес­тант­ских тео­ло­гов в нач. 20 в.; ис­хо­дит из «тео­рии вет­вей» (англ. branch theory), со­глас­но ко­то­рой хри­сти­ан­ские кон­фес­сии, не­смот­ря на дог­ма­тич. и иные от­ли­чия, со­став­ля­ют еди­ную Цер­ковь Хри­сто­ву, т. к. всех хри­сти­ан объ­е­ди­ня­ет гораздо боль­шее (ве­ра в Ии­су­са Хри­ста, свя­щен­ст­во, та­ин­ст­ва кре­ще­ния и при­ча­ще­ния, при­зна­ние свя­щен­ны­ми б. ч. тек­стов Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов, осн. мо­раль­ные прин­ци­пы), чем то, что их разъединяет, что в ко­неч­ном счё­те при­ве­дёт к вос­соз­да­нию еди­ной Церк­ви. На­зва­ние пред­ло­же­но в 1937 бо­го­сло­ва­ми Прин­стон­ской тео­ло­гич. се­ми­на­рии, свя­зан­ной с Пре­сви­те­ри­ан­ской цер­ко­вью США. От­но­ше­ние к Э. пра­во­слав­ных церк­вей и Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви сдер­жан­ное и со­дер­жит важ­ные ого­вор­ки.

В ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва стрем­ле­ние к един­ст­ву воз­ни­ка­ло не­од­но­крат­но. Об­щая уг­ро­за со сто­ро­ны др. ре­ли­гий, не­об­хо­ди­мость про­ти­во­сто­ять раз­ру­ши­тель­ным вой­нам и че­ло­ве­ко­не­на­ви­ст­нич. идео­ло­ги­ям под­тал­ки­ва­ли кон­фес­сии к тем или иным фор­мам при­ми­ре­ния.

На­ча­ло совр. Э. бы­ло по­ло­же­но Все­мир­ной мис­сио­нер­ской кон­фе­рен­ци­ей (Эдин­бург, 1910), в ко­то­рой ре­шаю­щую роль сыг­ра­ли пред­ста­ви­те­ли про­тес­тант­ских кон­фес­сий. Ито­гом ста­ло соз­да­ние Ме­ж­ду­нар. мис­сио­нер­ско­го со­ве­та (1921), а так­же об­ществ. ор­га­ни­за­ций, ори­ен­ти­ро­ван­ных на ра­бо­ту в соб­ст­вен­но хри­сти­ан­ской сре­де: «Жизнь и дея­тель­ность» (1925), «Ве­ра и по­ря­док» (1927).

В 1921–25 кар­ди­нал Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви Д. Ж. Мер­сье (1851–1926) ор­га­ни­зо­вал в Бель­гии т. н. Ме­хе­лен­ские бе­се­ды, по­вли­яв­шие на ста­нов­ле­ние ка­то­лич. Э. и уп­ро­чив­шие кон­так­ты ка­то­ли­ков с про­тес­тант­ски­ми идео­ло­га­ми эку­ме­низ­ма.

Пра­во­слав­ные сто­рон­ни­ки Э., объ­е­ди­нив­шие­ся в хо­де Все­пра­во­слав­но­го со­ве­ща­ния (Стам­бул, 1923) во­круг Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та, сде­ла­ли ряд ша­гов в сто­ро­ну еди­но­мыш­лен­ни­ков из чис­ла ка­то­ли­ков и про­тес­тан­тов; в ча­ст­но­сти, вве­ли в сво­их об­щи­нах т. н. но­во­юли­ан­ский ка­лен­дарь, сов­па­даю­щий (до 2800) с гри­го­ри­ан­ским, со­кра­ти­ли про­дол­жи­тель­ность ли­тур­гии, раз­ре­ши­ли свя­щен­но­слу­жи­те­лям но­сить свет­скую оде­ж­ду, смяг­чи­ли пост. Ряд влия­тель­ных пра­во­слав­ных дея­те­лей при­нял уча­стие в Ло­занн­ской кон­фе­рен­ции за един­ст­во церк­вей (1927).

На Ам­стер­дам­ской ас­самб­лее 1948 был соз­дан ру­ко­во­дя­щий ор­ган все­го эку­ме­нич. дви­же­ния – Все­мир­ный со­вет церк­вей (ВСЦ), ку­да во­шли пред­ста­ви­те­ли б. ч. про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ций и ря­да пра­во­слав­ных церк­вей; Ва­ти­кан при­слал офиц. на­блю­да­те­лей. Штаб-квар­ти­рой но­вой ор­га­ни­за­ции ста­ла Же­не­ва.

РПЦ, в 1948 на­зы­вав­шая зап. хри­сти­ан ере­ти­ка­ми, позд­нее из­ме­ни­ла свою по­зи­цию: на ар­хие­рей­ском со­бо­ре (1961) по док­ла­ду митр. Ни­ко­ди­ма (Ро­то­ва) бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о всту­п­ле­нии РПЦ в ВСЦ; на 3-й Ас­самб­лее ВСЦ (Нью-Де­ли, 1961) при­сут­ст­во­вал в ран­ге епи­ско­па бу­ду­щий пат­ри­арх Алек­сий II, во­шед­ший в ЦК ВСЦ. С нач. 1970-х гг. РПЦ за­ня­ла бо­лее сдер­жан­ную по­зи­цию по от­но­ше­нию к Э., что бы­ло вы­зва­но ря­дом внутр. и внеш­них при­чин, в т. ч. но­ва­ция­ми в про­тес­тант­ских церк­вах (жен­ское свя­щен­ст­во и т. д.). В 1990-х гг. пра­во­слав­ные церк­ви кон­ста­ти­ро­ва­ли кри­зис Э., Болг. и Груз. пра­во­слав­ные церк­ви вы­шли из ВСЦ. Э. от­вер­гал­ся РПЦЗ (до её вос­со­еди­не­ния с РПЦ в 2007) и про­дол­жа­ет от­вер­гать­ся ста­ро­об­ряд­ца­ми.

Рим­ско-ка­то­лич. цер­ковь по­сле Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра за­ня­ла бо­лее при­ми­ри­тель­ную по­зи­цию по от­но­ше­нию к Э., до­пус­ка­ет со­вме­ст­ные мо­лит­вы с ино­слав­ны­ми хри­стиа­на­ми, при­ня­тие та­инств в ино­слав­ных церк­вах (ес­ли хри­стиа­нин ли­шён воз­мож­но­сти об­ра­тить­ся к свя­щен­ни­ку сво­ей кон­фес­сии).

Не­смот­ря на уве­ли­чи­ваю­щий­ся раз­рыв ме­ж­ду ли­бе­раль­ным и кон­сер­ва­тив­ным под­хо­дом к хри­сти­ан­ской тра­ди­ции и пе­рио­ди­че­ски воз­ни­каю­щие кон­флик­ты (напр., из-за про­зе­ли­тиз­ма), Э. се­го­дня яв­ля­ет­ся влия­тель­ной идео­ло­ги­ей, раз­ви­тие ко­то­рой на­хо­дит вы­ра­же­ние как в офиц. взаи­мо­дей­ст­вии ру­ко­во­ди­те­лей церк­вей, так и в бо­го­слов­ском диа­ло­ге.

Лит.: A history of the ecumenical movement. L., 1970. Vol. 2: Ecumenical advance, 1948–1968; A history of the ecumenical movement 1517–1948. 4th ed. Gen., 1993; Пра­во­сла­вие и эку­ме­низм. До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы. 1902–1998. 2-е изд. М., 1999; Dictionary of the еcumenical movement. Gen., 2002; A history of the ecumenical movement. Gen., 2004. Vol. 3: 1968–2000; Haw­key J. Mapping the Oikoumene: A study of current ecumenical structures and relationships. Gen., 2005; Ба­рон Й. Крест и диа­лог: Тео­ло­гия Кре­ста в све­те хри­сти­ан­ско­го един­ст­ва. СПб., 2010.

Вернуться к началу