ЭКУМЕНИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭКУМЕНИ́ЗМ [от греч. οἰϰουμένη(γῆ), букв. – обитаемая (земля)], идеология всехристианского единства; форма межхристианского диалога; движение за сближение церквей. Возникло по инициативе протестантских теологов в нач. 20 в.; исходит из «теории ветвей» (англ. branch theory), согласно которой христианские конфессии, несмотря на догматич. и иные отличия, составляют единую Церковь Христову, т. к. всех христиан объединяет гораздо большее (вера в Иисуса Христа, священство, таинства крещения и причащения, признание священными б. ч. текстов Ветхого и Нового Заветов, осн. моральные принципы), чем то, что их разъединяет, что в конечном счёте приведёт к воссозданию единой Церкви. Название предложено в 1937 богословами Принстонской теологич. семинарии, связанной с Пресвитерианской церковью США. Отношение к Э. православных церквей и Римско-католич. церкви сдержанное и содержит важные оговорки.
В истории христианства стремление к единству возникало неоднократно. Общая угроза со стороны др. религий, необходимость противостоять разрушительным войнам и человеконенавистнич. идеологиям подталкивали конфессии к тем или иным формам примирения.
Начало совр. Э. было положено Всемирной миссионерской конференцией (Эдинбург, 1910), в которой решающую роль сыграли представители протестантских конфессий. Итогом стало создание Междунар. миссионерского совета (1921), а также обществ. организаций, ориентированных на работу в собственно христианской среде: «Жизнь и деятельность» (1925), «Вера и порядок» (1927).
В 1921–25 кардинал Римско-католич. церкви Д. Ж. Мерсье (1851–1926) организовал в Бельгии т. н. Мехеленские беседы, повлиявшие на становление католич. Э. и упрочившие контакты католиков с протестантскими идеологами экуменизма.
Православные сторонники Э., объединившиеся в ходе Всеправославного совещания (Стамбул, 1923) вокруг Константинопольского патриархата, сделали ряд шагов в сторону единомышленников из числа католиков и протестантов; в частности, ввели в своих общинах т. н. новоюлианский календарь, совпадающий (до 2800) с григорианским, сократили продолжительность литургии, разрешили священнослужителям носить светскую одежду, смягчили пост. Ряд влиятельных православных деятелей принял участие в Лозаннской конференции за единство церквей (1927).
На Амстердамской ассамблее 1948 был создан руководящий орган всего экуменич. движения – Всемирный совет церквей (ВСЦ), куда вошли представители б. ч. протестантских деноминаций и ряда православных церквей; Ватикан прислал офиц. наблюдателей. Штаб-квартирой новой организации стала Женева.
РПЦ, в 1948 называвшая зап. христиан еретиками, позднее изменила свою позицию: на архиерейском соборе (1961) по докладу митр. Никодима (Ротова) было принято решение о вступлении РПЦ в ВСЦ; на 3-й Ассамблее ВСЦ (Нью-Дели, 1961) присутствовал в ранге епископа будущий патриарх Алексий II, вошедший в ЦК ВСЦ. С нач. 1970-х гг. РПЦ заняла более сдержанную позицию по отношению к Э., что было вызвано рядом внутр. и внешних причин, в т. ч. новациями в протестантских церквах (женское священство и т. д.). В 1990-х гг. православные церкви констатировали кризис Э., Болг. и Груз. православные церкви вышли из ВСЦ. Э. отвергался РПЦЗ (до её воссоединения с РПЦ в 2007) и продолжает отвергаться старообрядцами.
Римско-католич. церковь после Ватиканского II собора заняла более примирительную позицию по отношению к Э., допускает совместные молитвы с инославными христианами, принятие таинств в инославных церквах (если христианин лишён возможности обратиться к священнику своей конфессии).
Несмотря на увеличивающийся разрыв между либеральным и консервативным подходом к христианской традиции и периодически возникающие конфликты (напр., из-за прозелитизма), Э. сегодня является влиятельной идеологией, развитие которой находит выражение как в офиц. взаимодействии руководителей церквей, так и в богословском диалоге.