Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОЗЕЛИТИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 564-565

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей В. Цыпин

ПРОЗЕЛИТИ́ЗМ (от лат. proselytus, от греч. προσήλυτος – об­ра­щён­ный, на­шед­ший своё ме­сто), дея­тель­ность, на­прав­лен­ная на об­ра­ще­ние ино­вер­цев в свою ре­ли­гию.

В Сеп­туа­гин­те сло­во «προσήλυτος» («про­зе­ли­тос») слу­жит эк­ви­ва­лен­том евр. сло­ва «גר» («гер»), оз­на­чаю­ще­го «при­ше­лец», «по­се­ле­нец», но упот­реб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния об­ра­щён­ных к ве­ре в еди­но­го Бо­га из языч­ни­ков. До 20 в. тер­мин «П.» упот­реб­лял­ся в осн. при­ме­ни­тель­но к вет­хо­за­вет­ной ре­ли­гии и иу­да­из­му; в свя­зи с раз­ви­ти­ем эку­ме­низ­ма его ста­ли ис­поль­зо­вать и в от­но­ше­нии хри­сти­ан­ских кон­фес­сий. В хри­сти­ан­ст­ве он при­об­рёл не­га­тив­ную кон­но­та­цию на­силь­ст­вен­но­го об­ра­ще­ния, в от­ли­чие от мис­сио­нер­ст­ва. С точ­ки зре­ния взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду хри­сти­ан­ски­ми церк­ва­ми, вхо­дя­щи­ми во Все­мир­ный со­вет церк­вей (ВСЦ), вся­кая прак­ти­ка, це­ле­на­прав­лен­но ори­ен­ти­ро­ван­ная на пе­ре­ма­ни­ва­ние хри­сти­ан од­ной кон­фес­сии в дру­гую, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как П. и за­слу­жи­ва­ет осу­ж­де­ния. Фор­маль­но не обо­зна­чен­ный при­мер­но та­кой же ре­жим су­ще­ст­ву­ет в от­но­ше­ни­ях не вхо­дя­щей в ВСЦ Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви с др. хри­сти­ан­ски­ми кон­фес­сия­ми. Од­на­ко до Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра по­ли­ти­ка Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви по от­но­ше­нию к не­ка­то­ли­кам, в ча­ст­но­сти к пра­во­слав­ным, бы­ла прин­ци­пи­аль­но иной. Од­ним из ре­зуль­та­тов ка­то­лич. П. яви­лось уни­ат­ст­во. К П. от­но­сят­ся так­же не­дос­той­ные, про­ти­во­ре­ча­щие нор­мам хри­сти­ан­ской мо­ра­ли спо­со­бы об­ра­ще­ния в хри­сти­ан­ст­во ино­вер­цев, при­ме­не­ние в этих це­лях на­си­лия, об­ма­на, «под­ку­па душ» [напр., во вре­ме­на Ре­кон­ки­сты ока­за­ние дав­ле­ния исп. «мис­сио­не­ра­ми» на му­суль­ман и иу­де­ев ра­ди их об­ра­ще­ния в хри­сти­ан­ст­во (об­ра­щён­ных му­суль­ман на­зы­ва­ли мо­ри­ска­ми, об­ра­щён­ных иу­де­ев – мар­ра­на­ми); фе­но­мен т. н. ри­со­вых хри­сти­ан, ко­гда в брит. Ин­дии ме­ст­ных жи­те­лей в воз­на­гра­ж­де­ние за со­гла­сие кре­стить­ся уго­ща­ли чаш­кой ри­са].

П. свой­ст­вен ря­ду сек­тант­ских об­щин псев­до­хри­сти­ан­ско­го тол­ка, напр. сви­де­те­лям Ие­го­вы. Стрем­ле­ние к об­ра­ще­нию ино­вер­цев ха­рак­тер­но для ис­ла­ма, в мень­шей сте­пе­ни для буд­диз­ма. В ин­ду­из­ме вви­ду кас­то­во­го де­ле­ния об­ще­ст­ва П., тео­ре­ти­че­ски до­пус­кае­мый, не реа­ли­зу­ет­ся на прак­ти­ке, по­сколь­ку ли­ца, об­ра­щён­ные в ин­ду­изм, при­зна­ют­ся при­над­ле­жа­щи­ми к низ­шим кас­там. П. ха­рак­те­рен для ос­но­ван­ных на ин­ду­из­ме но­вых ре­лиг. те­че­ний, напр. для Ме­ж­ду­нар. об-ва соз­на­ния Криш­ны. П. ис­клю­ча­ет­ся в эн­до­гам­ных ре­лиг. об­щи­нах дру­зов, ала­ви­тов, в син­то­из­ме, на прак­ти­ке так­же и в пар­сиз­ме.

Лит.: Розенсон М. И. Прозелитизм по еврей­ско­му вероучению. Вильна, 1875; Определе­ние, выработанное Православной консульта­цией по миссии и прозелитизму, организо­ван­ной Всемирным Советом Церквей и про­шедшей 26–29 июня 1995 в Сергиеве Посаде // Хри­стианство в истории. 1995. №4.

Вернуться к началу