ПРОЗЕЛИТИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОЗЕЛИТИ́ЗМ (от лат. proselytus, от греч. προσήλυτος – обращённый, нашедший своё место), деятельность, направленная на обращение иноверцев в свою религию.
В Септуагинте слово «προσήλυτος» («прозелитос») служит эквивалентом евр. слова «גר» («гер»), означающего «пришелец», «поселенец», но употребляется для обозначения обращённых к вере в единого Бога из язычников. До 20 в. термин «П.» употреблялся в осн. применительно к ветхозаветной религии и иудаизму; в связи с развитием экуменизма его стали использовать и в отношении христианских конфессий. В христианстве он приобрёл негативную коннотацию насильственного обращения, в отличие от миссионерства. С точки зрения взаимоотношений между христианскими церквами, входящими во Всемирный совет церквей (ВСЦ), всякая практика, целенаправленно ориентированная на переманивание христиан одной конфессии в другую, характеризуется как П. и заслуживает осуждения. Формально не обозначенный примерно такой же режим существует в отношениях не входящей в ВСЦ Римско-католич. церкви с др. христианскими конфессиями. Однако до Ватиканского II собора политика Римско-католич. церкви по отношению к некатоликам, в частности к православным, была принципиально иной. Одним из результатов католич. П. явилось униатство. К П. относятся также недостойные, противоречащие нормам христианской морали способы обращения в христианство иноверцев, применение в этих целях насилия, обмана, «подкупа душ» [напр., во времена Реконкисты оказание давления исп. «миссионерами» на мусульман и иудеев ради их обращения в христианство (обращённых мусульман называли морисками, обращённых иудеев – марранами); феномен т. н. рисовых христиан, когда в брит. Индии местных жителей в вознаграждение за согласие креститься угощали чашкой риса].
П. свойствен ряду сектантских общин псевдохристианского толка, напр. свидетелям Иеговы. Стремление к обращению иноверцев характерно для ислама, в меньшей степени для буддизма. В индуизме ввиду кастового деления общества П., теоретически допускаемый, не реализуется на практике, поскольку лица, обращённые в индуизм, признаются принадлежащими к низшим кастам. П. характерен для основанных на индуизме новых религ. течений, напр. для Междунар. об-ва сознания Кришны. П. исключается в эндогамных религ. общинах друзов, алавитов, в синтоизме, на практике также и в парсизме.