МОРИ́СКИ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРИ́СКИ (исп. moriscos, от moro – мавр), крещёные мусульмане и их потомки в Испании в 16 – нач. 17 вв. Именовались также «кристиано нуэво» (cristiano nuevo – новый христианин), «кристиано нуэво де моро» (cristiano nuevo de moro – новый христианин из мавров). М. выделились в отд. этноконфессиональную группу после издания 14.2.1502 исп. королями Изабеллой I и Фернандо II указа об обязательном обращении в христианство мусульм. населения, проживавшего на отвоёванных в ходе Реконкисты территориях (см. Мудехары). По настоянию кортесов Арагона (на землях арагонской знати работало большое количество мусульман) действие данного указа первоначально распространялось только на мусульман Кастилии. В 1503, 1508, 1510 Фернандо II, а в 1519 Карл V подтверждали положение об особом статусе мудехаров Арагона. Однако уже в 1524 Карл V был освобождён от своего обещания буллой папы Римского Климента VII, в 1525–26 мусульмане Арагона обращены в христианство.
До 1570-х гг. большинство М. проживало на территории быв. Гранадского эмирата. М. составляли также треть населения королевства Валенсия. В этих регионах М. продолжали втайне исповедовать ислам, соблюдать мусульм. обычаи и обряды и говорить по-арабски. На территории собственно Арагона М. жили по берегам р. Эбро и её притоков; они в большей степени подверглись ассимиляции, но, как правило, тайно сохраняли приверженность исламу. В Кастилии М. появились в осн. после переселения их из Гранады в 1570-х гг. К кон. 16 в. их численность, по разным оценкам, составляла от 275 до 500 тыс. чел. (ок. 4% населения Испании). М. обычно проживали в неплодородных каменистых районах и занимались с. х-вом, разл. видами ремёсел, мелкой торговлей, отдавали своим сеньорам около трети урожая и были обременены многочисл. налогами.
Политика исп. короны по отношению к М. была направлена на их ассимиляцию. М. запрещалось исполнять мусульм. религ. обряды, соблюдать принятые обычаи частного и правового порядка, держать рабов, носить араб. одежду, говорить по-арабски; им было отказано в праве убежища в сеньориальных землях и проживания на территории быв. Гранадского эмирата. По настоянию церковных иерархов (несмотря на милостивые акты Карла V, согласно которым М. прощались их религ. преступления и возвращалось конфискованное имущество, а также на многочисл. жалобы сеньоров, в т. ч. на конфискацию церковными трибуналами имущества, не принадлежавшего М., и др.) они жестоко преследовались инквизицией.
Политика властей вызывала широкое недовольство М., которые противились исполнению мн. указов, в т. ч. вооруж. путём. Крупнейшее восстание М. – т. н. война в Альпухаррасе (территория быв. Гранадского эмирата) 1568–71 – было подавлено; значит. часть М. выселена на бесплодные пустующие земли внутр. областей (Ла-Манча и Старая Кастилия).
Угроза восстаний, возможная связь с турками и средиземноморскими пиратами, многочисл. повседневные столкновения с христианами на бытовой почве заставили исп. корону принять решение об изгнании М. из Испании. В сент. 1609 опубликован декрет о выселении М. из Валенсии. Декрет обязал М. явиться в определённые порты для посадки на суда; имущество, которое М. не могли унести на себе, переходило во владения их сеньоров. В дек. 1610 издан аналогичный декрет в отношении М. Кастилии, Ла-Манчи и Эстремадуры, в янв. 1610 – Гранады и Андалусии, в мае 1610 – Арагона, в марте 1611 – Каталонии, в окт. 1611 – Мурсии. Большинство М. (всего выехало ок. 300 тыс. чел.) переселилось в Сев. Африку, а также в исп. колонии Лат. Америки. В Марокко М. на короткое время образовали пиратскую республику Бу-Регрег с портом в Сале (1627–1641). Изгнание М. тяжело отразилось на экономич. и демографич. положении Валенсии, Арагона и др. территорий их прежнего компактного проживания.