Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОРИ́СКИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 127

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МОРИ́СКИ (исп. moriscos, от moro – мавр), кре­щё­ные му­суль­ма­не и их по­том­ки в Ис­па­нии в 16 – нач. 17 вв. Име­но­ва­лись так­же «кри­стиа­но ну­эво» (cristiano nuevo – но­вый хри­стиа­нин), «кри­стиа­но ну­эво де мо­ро» (cristiano nuevo de moro – но­вый хри­стиа­нин из мав­ров). М. вы­де­ли­лись в отд. эт­но­кон­фес­сио­наль­ную груп­пу по­сле из­да­ния 14.2.1502 исп. ко­ро­ля­ми Иза­бел­лой I и Фер­нан­до II ука­за об обя­за­тель­ном об­ра­ще­нии в хри­сти­ан­ст­во му­сульм. на­се­ле­ния, про­жи­вав­ше­го на от­воё­ван­ных в хо­де Ре­кон­ки­сты тер­ри­то­ри­ях (см. Му­де­ха­ры). По на­стоя­нию кор­те­сов Ара­го­на (на зем­лях ара­гон­ской зна­ти ра­бо­та­ло боль­шое ко­ли­че­ст­во му­суль­ман) дей­ст­вие дан­но­го ука­за пер­во­на­чаль­но рас­про­стра­ня­лось толь­ко на му­суль­ман Кас­ти­лии. В 1503, 1508, 1510 Фер­нан­до II, а в 1519 Карл V под­твер­жда­ли по­ло­же­ние об осо­бом ста­ту­се му­де­ха­ров Ара­го­на. Од­на­ко уже в 1524 Карл V был ос­во­бо­ж­дён от сво­его обе­ща­ния бул­лой па­пы Рим­ско­го Кли­мен­та VII, в 1525–26 му­суль­ма­не Ара­го­на об­ра­ще­ны в хри­сти­ан­ст­во.

До 1570-х гг. боль­шин­ст­во М. про­жи­ва­ло на тер­ри­то­рии быв. Гра­над­ско­го эми­ра­та. М. со­став­ля­ли так­же треть на­се­ле­ния ко­ро­лев­ст­ва Ва­лен­сия. В этих ре­гио­нах М. про­дол­жа­ли втай­не ис­по­ве­до­вать ис­лам, со­блю­дать му­сульм. обы­чаи и об­ря­ды и го­во­рить по-араб­ски. На тер­ри­то­рии соб­ст­вен­но Ара­го­на М. жи­ли по бе­ре­гам р. Эб­ро и её при­то­ков; они в боль­шей сте­пе­ни под­верг­лись ас­си­ми­ля­ции, но, как пра­ви­ло, тай­но со­хра­ня­ли при­вер­жен­ность ис­ла­му. В Кас­ти­лии М. поя­ви­лись в осн. по­сле пе­ресе­ле­ния их из Гра­на­ды в 1570-х гг. К кон. 16 в. их чис­лен­ность, по раз­ным оцен­кам, со­став­ля­ла от 275 до 500 тыс. чел. (ок. 4% на­се­ле­ния Ис­па­нии). М. обыч­но про­жи­ва­ли в не­пло­до­род­ных ка­ме­ни­стых рай­онах и за­ни­ма­лись с. х-вом, разл. ви­да­ми ре­мё­сел, мел­кой тор­гов­лей, от­да­ва­ли сво­им сень­о­рам око­ло тре­ти уро­жая и бы­ли об­ре­ме­не­ны мно­го­числ. на­ло­га­ми.

По­ли­ти­ка исп. ко­ро­ны по от­но­ше­нию к М. бы­ла на­прав­ле­на на их ас­си­ми­ля­цию. М. за­пре­ща­лось ис­пол­нять му­сульм. ре­лиг. об­ря­ды, со­блю­дать при­ня­тые обы­чаи ча­ст­но­го и пра­во­во­го по­ряд­ка, дер­жать ра­бов, но­сить араб. оде­ж­ду, го­во­рить по-араб­ски; им бы­ло от­ка­за­но в пра­ве убе­жи­ща в сень­о­ри­аль­ных зем­лях и про­жи­ва­ния на тер­ри­то­рии быв. Гра­над­ско­го эми­ра­та. По на­стоя­нию цер­ков­ных ие­рар­хов (не­смот­ря на ми­ло­сти­вые ак­ты Кар­ла V, со­глас­но ко­то­рым М. про­ща­лись их ре­лиг. пре­сту­п­ле­ния и воз­вра­ща­лось кон­фи­ско­ван­ное иму­ще­ст­во, а так­же на мно­го­числ. жа­ло­бы сень­о­ров, в т. ч. на кон­фи­ска­цию цер­ков­ны­ми три­бу­на­ла­ми иму­ще­ст­ва, не при­над­ле­жав­ше­го М., и др.) они жес­то­ко пре­сле­до­ва­лись ин­кви­зи­ци­ей.

По­ли­ти­ка вла­стей вы­зы­ва­ла ши­ро­кое не­до­воль­ст­во М., ко­то­рые про­ти­ви­лись ис­пол­не­нию мн. ука­зов, в т. ч. воо­руж. пу­тём. Круп­ней­шее вос­ста­ние М. – т. н. вой­на в Аль­пу­хар­ра­се (тер­ри­то­рия быв. Гра­над­ско­го эми­ра­та) 1568–71 – бы­ло по­дав­ле­но; зна­чит. часть М. вы­се­ле­на на бес­плод­ные пус­тую­щие зем­ли внутр. об­лас­тей (Ла-Ман­ча и Ста­рая Кас­ти­лия).

Уг­ро­за вос­ста­ний, воз­мож­ная связь с тур­ка­ми и сре­ди­зем­но­мор­ски­ми пи­ра­та­ми, мно­го­числ. по­все­днев­ные столк­но­ве­ния с хри­стиа­на­ми на бы­то­вой поч­ве за­ста­ви­ли исп. ко­ро­ну при­нять ре­ше­ние об из­гна­нии М. из Ис­па­нии. В сент. 1609 опуб­ли­ко­ван дек­рет о вы­се­ле­нии М. из Ва­лен­сии. Дек­рет обя­зал М. явить­ся в оп­ре­де­лён­ные пор­ты для по­сад­ки на су­да; иму­ще­ст­во, ко­то­рое М. не мог­ли уне­сти на се­бе, пе­ре­хо­ди­ло во вла­де­ния их сень­о­ров. В дек. 1610 из­дан ана­ло­гич­ный дек­рет в от­но­ше­нии М. Кас­ти­лии, Ла-Ман­чи и Эс­т­ре­ма­ду­ры, в янв. 1610 – Гра­на­ды и Ан­да­лу­сии, в мае 1610 – Ара­го­на, в мар­те 1611 – Ка­та­ло­нии, в окт. 1611 – Мур­сии. Боль­шин­ст­во М. (все­го вы­еха­ло ок. 300 тыс. чел.) пе­ре­се­ли­лось в Сев. Аф­ри­ку, а так­же в исп. ко­ло­нии Лат. Аме­ри­ки. В Ма­рок­ко М. на ко­рот­кое вре­мя об­ра­зо­ва­ли пи­рат­скую рес­пуб­ли­ку Бу-Рег­рег с пор­том в Са­ле (1627–1641). Из­гна­ние М. тя­же­ло от­ра­зи­лось на эко­но­мич. и де­мо­гра­фич. по­ло­же­нии Ва­лен­сии, Ара­го­на и др. тер­ри­то­рий их преж­не­го ком­пакт­но­го про­жи­ва­ния.

Лит.: Domínguez Ortiz A., Vincent B. Histo­ria de los moriscos: vida y tragedia de una mino­ría. Madrid, 1993; Perceval JM. Todos son uno: arquetipos, xenofobia y racismo: la imagen del morisco en la Monarquía Española durante los siglos XVI y XVII. Almería, 1997; Caro Ba­roja J. Los moriscos del Reino de Granada: en­sayo de historia social. Madrid, 2003; Mara­ñón G. Expulsión y Diáspora de los Moriscos Españoles. Madrid, 2004; Bernabé Pons LF. Los moriscos: conflicto, expulsión y diáspora. Madrid, 2009.

Вернуться к началу