МУДЕ́ХАРЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУДЕ́ХАРЫ (араб.), мусульм. население христианских королевств Пиренейского п-ова в 10–15 вв. Термин «М.» использовался в кастильской и арагонской королевской документации; в христианских источниках М. назывались также «сарацинами», «маврами» и «агаренами». М. проживали на отвоёванных христианами в ходе Реконкисты территориях и, начиная с 13 в., составляли значит. часть их населения. Во 2-й пол. 13–14 вв. самыми крупными общинами М. (альхамами) были общины юга полуострова (Андалусии, Мурсии, королевства Валенсии) и Арагона. К кон. 15 в. вследствие королевской политики, направленной на ослабление альхамов юга, из-за постоянных воен. действий, а также эмиграции М. в Кастилию число мусульм. общин на юге и в Арагоне заметно сократилось.
Большая часть М. принадлежала к крестьянам; в городах они занимались традиц. ремёслами, обслуживали систему водоснабжения, назначались в первые гор. пожарные службы. С 13 в. значит. часть М. составляли прямые вассалы короля, они облагались налогами, поступавшими непосредственно в казну, в т. ч. единовременными поборами на ведение войн, коронацию, бракосочетание в королевской семье и т. п. М. были обязаны являться на королевскую службу и носили оружие.
Правовое регулирование положения М. осуществлялось посредством капитуляций, фуэро и привилегий, которые жаловались королями (напр., фуэро Туделы 1115–22, Калатаюда 1120, Теруэля 1176). В 13–14 вв. королевская политика по отношению к М. в целом отличалась терпимостью; М. общины обладали автономией, собств. администрацией, судом, школами. М. пользовались своим правом, свободно передвигались внутри страны и за её пределами. Положение и нормы поведения М. регулировались также королевскими постановлениями и решениями кортесов, имевшими, как правило, ограничит. характер. С 14 в. королевская власть начала вмешиваться во внутр. дела общин М., стараясь поставить их под свой контроль. В 15 в. политика властей изменилась (в т. ч. под давлением Церкви и гор. населения) в сторону ограничения привилегий: свободы передвижения и выезда из страны, отправления культа; предпринимались попытки введения отличит. знаков и пр. С падением Гранадского эмирата в 1492 М. стали обращать в христианство (см. в ст. Мориски).