Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУДЕ́ХАРЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Варьяш

МУДЕ́ХАРЫ (араб.), му­сульм. на­се­ле­ние хри­сти­ан­ских ко­ро­левств Пи­ре­ней­ско­го п-ова в 10–15 вв. Тер­мин «М.» ис­поль­зо­вал­ся в кас­тиль­ской и ара­гон­ской ко­ро­лев­ской до­ку­мен­та­ции; в хри­сти­ан­ских ис­точ­ни­ках М. на­зы­ва­лись так­же «са­раци­на­ми», «мав­ра­ми» и «ага­ре­на­ми». М. про­жи­ва­ли на от­воё­ван­ных хри­стиа­на­ми в хо­де Ре­кон­ки­сты тер­ри­то­ри­ях и, на­чи­ная с 13 в., со­став­ля­ли зна­чит. часть их на­се­ле­ния. Во 2-й пол. 13–14 вв. са­мы­ми круп­ны­ми об­щи­на­ми М. (аль­ха­ма­ми) бы­ли об­щи­ны юга по­лу­ост­ро­ва (Ан­да­лу­сии, Мур­сии, ко­ро­лев­ст­ва Ва­лен­сии) и Ара­го­на. К кон. 15 в. вслед­ст­вие ко­ро­лев­ской по­ли­ти­ки, на­прав­лен­ной на ос­лаб­ле­ние аль­ха­мов юга, из-за по­сто­ян­ных во­ен. дей­ст­вий, а так­же эмиг­ра­ции М. в Кас­ти­лию чис­ло му­сульм. об­щин на юге и в Ара­го­не за­мет­но со­кра­ти­лось.

Боль­шая часть М. при­над­ле­жа­ла к кре­сть­я­нам; в го­ро­дах они за­ни­ма­лись тра­диц. ре­мёс­ла­ми, об­слу­жи­ва­ли сис­те­му во­до­снаб­же­ния, на­зна­ча­лись в пер­вые гор. по­жар­ные служ­бы. С 13 в. зна­чит. часть М. со­став­ля­ли пря­мые вас­са­лы ко­ро­ля, они об­ла­га­лись на­ло­га­ми, по­сту­пав­ши­ми не­по­сред­ст­вен­но в каз­ну, в т. ч. еди­но­вре­мен­ны­ми по­бо­ра­ми на ве­де­ние войн, ко­ро­на­цию, бра­ко­со­че­та­ние в ко­ро­лев­ской се­мье и т. п. М. бы­ли обя­за­ны яв­лять­ся на ко­ро­лев­скую служ­бу и но­си­ли ору­жие.

Пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние по­ло­же­ния М. осу­ще­ст­в­ля­лось по­сред­ст­вом ка­пи­ту­ля­ций, фу­эро и при­ви­ле­гий, ко­то­рые жа­ло­ва­лись ко­ро­ля­ми (напр., фу­эро Ту­де­лы 1115–22, Ка­ла­таю­да 1120, Те­ру­эля 1176). В 13–14 вв. ко­ро­лев­ская по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к М. в це­лом от­ли­ча­лась тер­пи­мо­стью; М. об­щи­ны об­ла­да­ли ав­то­но­ми­ей, собств. ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей, су­дом, шко­ла­ми. М. поль­зо­ва­лись сво­им пра­вом, сво­бод­но пе­ре­дви­га­лись внут­ри стра­ны и за её пре­де­ла­ми. По­ло­же­ние и нор­мы по­ве­де­ния М. ре­гу­ли­ро­ва­лись так­же ко­ро­лев­ски­ми по­ста­нов­ле­ния­ми и ре­ше­ния­ми кор­те­сов, имев­ши­ми, как пра­ви­ло, ог­ра­ни­чит. ха­рак­тер. С 14 в. коро­лев­ская власть на­ча­ла вме­ши­вать­ся во внутр. де­ла об­щин М., ста­ра­ясь по­ста­вить их под свой кон­троль. В 15 в. по­ли­ти­ка вла­стей из­ме­ни­лась (в т. ч. под дав­ле­ни­ем Церк­ви и гор. на­се­ле­ния) в сто­ро­ну ог­ра­ни­че­ния при­ви­ле­гий: сво­бо­ды пе­ре­дви­же­ния и вы­ез­да из стра­ны, от­прав­ле­ния куль­та; пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки вве­де­ния от­ли­чит. зна­ков и пр. С па­де­ни­ем Гра­над­ско­го эми­ра­та в 1492 М. ста­ли об­ра­щать в хри­сти­ан­ство (см. в ст. Мо­ри­ски).

Лит.: Cagigas I. de las. Minorías étnico-re­li­giosas de le edad media española. Madrid, 1948. Vol. 2: Los mudéjares; Burns R. I. Mus­lims, Christians and Jews in the Crusader king­dom of Valencia: society in symbiosis. Camb., 1984; Ferrer i Mallol M. T. Els sarrains de la Corona Catalano-Aragonesa en el siglo XIV. Barcelona, 1987; Варь­яш И. И. Пра­во­вое про­стран­ст­во ис­ла­ма в хри­сти­ан­ской Ис­па­нии XIII–XV вв. М., 2001.

Вернуться к началу