ДО́ГМАТ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДО́ГМАТ (греч. δόγμα, род. п. δόγματος – учение, постановление, решение, мнение), осн. положение христианского вероучения, имеющее, как учит христианская Церковь, Божественное происхождение; источники Д. – Священное Писание и Священное Предание.
Термин «Д.» употреблялся как языч. философами, так и христианскими авторами в разл. значениях. Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» термином «Д.» обозначает декреты сената (II, 2), имп. эдикты (IV, 6), указы и распоряжения местных властей (IV, 26), церковное учение (IV, 26), постановления поместных соборов (V, 23; VI, 43), но также ереси (VII, 6, 31). Начиная с 4 в. термин «Д.» в церковном употреблении всё чаще используется для обозначения христианского вероучения. Понимание Д. как формулы веры, как выражения того, во что верили «все всегда и повсюду», возникает в древней Церкви. Самыми древними догматич. сводами являются Символы веры, а также ранние Крещальные символы. Впоследствии к ним были присоединены догматич. постановления Вселенских соборов и догматич. постановления поместных соборов, утверждённые на Трулльском соборе (691). В церковной традиции закрепилось мнение, что, в силу особой авторитетности, к догматическим можно отнести постановления Константинопольского собора 879–880, Константинопольских соборов 1341–51 (о сущности Божией и энергиях, представляющих собой нетварную Божественную благодать). Догматич. значение придаётся также Исповеданию веры свт. Григория Паламы (1351), Исповеданию веры свт. Марка Эфесского (на Ферраро-Флорентийском соборе).
Однако полнота вероучительной истины не находит всечастного отражения в догматич. определениях. Д. – это скорее границы истины. Догматич. тексты рождаются из опыта богопознания и появляются в виде вероучительных определений как результат этого опыта. Согласно церковному вероучению, основа догматич. истин и определений подкрепляется также опытом духовной жизни христианина. Базой догматич. истин является, т. о., не вывод, а видение, которое достижимо только через духовное становление верующей личности, через причастность к опыту Церкви. «Вы, – пишет ап. Павел, обращаясь к христианам Коринфа, – показываете собою, что Вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:3).
Появление догматич. определений не было обусловлено лишь внутр. необходимостью церковной жизни: лжеучения, ереси носили антицерковный характер, угрожали единству Церкви – в борьбе с ними Церковь формулировала своё вероучение. I Вселенский собор (325) в полемике с арианами сформулировал в Никейском символе веры Д. о единосущии Отца и Сына, но различении Их ипостасей. II Вселенский собор (381) подвёл итоги арианских споров, утвердил веру в Св. Духа, равночестного по божеству Отцу и Сыну, принял Никео-Константинопольский символ веры. III Вселенский собор (431), опровергая христологию несторианства, отстаивал именование Девы Марии Богородицей. IV Вселенский собор (451) сформулировал Д. о двух природах и единой ипостаси Богочеловека. V Вселенский собор (553) был собран для разрешения продолжавшихся христологич. споров. VI Вселенский собор (680–681) выступил против монофелитства и моноэнергизма, VII Вселенский собор (787) – против иконоборчества, составив вероопределение об иконопочитании. Т. о., догматич. определение не порождало новых Д., но само рождалось из Д., изначально существующего в догматич. сознании Церкви.
Православная церковь считает, что в силу Божественного происхождения Д. ни изменять их, ни увеличивать, ни сокращать их количество никто не может; в то же время это не означает, что прекратилось раскрытие Д.: оно не прекратилось, поскольку не прекращаются заблуждения, вызывающие необходимость охранения чистоты православия.
Католич. догматич. традиция нашла своё отражение в т. н. теории догматич. развития. Католическая церковь признаёт не только возможность, но и необходимость появления новых Д. Ею были приняты Д. о безошибочном учительстве («непогрешимости») папы Римского как преемнике св. ап. Петра, о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о взятии Пресвятой Девы Марии в Небесную Славу с душой и телом.
Применительно к др. мировым религиям о Д. возможно говорить только в отношении ислама. Двумя осн. Д. ислама являются Д. о едином Боге и Д. о благой миссии пророка Мухаммеда.