Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРК ЭФЕ́ССКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 149-150

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Никифоров

МАРК ЭФЕ́ССКИЙ (Марк Ев­ге­ник; Μᾶρϰος Εὐγενιϰός) (ок. 1392, Кон­стан­ти­но­поль – 23.6.1445, там же), ви­зант. бо­го­слов, по­ле­мист, гим­но­граф, ми­тро­по­лит Эфес­ский (1437–45), глав­ный про­тив­ник Фло­рен­тий­ской цер­ков­ной унии, пра­во­слав­ный свя­той.

«Святитель Марк Эфесский». Икона. Нач. 21 в. Гильдия иконописцев города Владимир. Гильдия иконописцев г. Владимир

Ро­дил­ся в се­мье диа­ко­на и са­кел­лия (чин Кон­стан­ти­но­поль­ской пра­во­слав­ной церк­ви) Свя­той Со­фии хра­ма в Кон­стан­ти­но­по­ле. Брат пи­са­те­ля Ио­ан­на Ев­ге­ни­ка. В кре­ще­нии имел имя Ма­ну­ил. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил под рук. от­ца, по­сле его смер­ти (1406) изу­чал ри­то­ри­ку у Ио­ан­на Хор­таз­ме­на, впо­след­ст­вии еп. Си­лив­рий­ско­го, фи­ло­со­фию – у Пли­фо­на. По окон­ча­нии обу­че­ния за­ни­мал­ся пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­стью; сре­ди его уче­ни­ков – Ге­ор­гий Схо­ла­рий (впо­след­ст­вии Ген­на­дий Схо­ла­рий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский) и Фео­дор Агал­ли­ан (впо­след­ст­вии Фео­фан, митр. Ми­дий­ский). В воз­рас­те 26 лет при­нял мо­на­ше­ский по­стриг (с име­нем Марк) в мон. Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на о. Ан­ти­го­на в Мра­мор­ном мо­ре. Из-за тур. на­бе­гов был вы­ну­ж­ден вер­нуть­ся в Кон­стан­ти­но­поль, где по­се­лил­ся в Ман­ган­ском мон. св. Ге­ор­гия. При­нял свя­щен­ный сан (по­сле 1426). В 1437 был ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы (с воз­ве­де­ни­ем на ка­фед­ру Эфес­ской ми­тро­по­лии) и на­зна­чен де­ле­га­том на Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ский со­бор, со­зван­ный ви­зант. имп. Ио­ан­ном VIII Па­лео­ло­гом с це­лью объ­е­ди­не­ния Вост. и Зап. церк­вей в на­де­ж­де по­лу­че­ния от За­па­да во­ен. по­мо­щи про­тив на­тис­ка ту­рок на Ви­зан­тию. На со­бо­ре М. Э. уча­ст­во­вал в ко­мис­сии по дог­ма­тич. во­про­сам, вы­сту­пал с кри­ти­кой лат. бо­го­сло­вия (чис­ти­ли­ще, filioque, при­мат па­пы). На­пи­сал ряд по­ле­мич. со­чи­не­ний, в т. ч. «Де­сять ар­гу­мен­тов про­тив су­ще­ст­во­ва­ния чис­ти­ли­ща», «Сум­ма из­ре­че­ний о Свя­том Ду­хе», «Сил­ло­ги­че­ские гла­вы про­тив ла­ти­нян об ис­хо­ж­де­нии Свя­то­го Ду­ха», «Ис­по­ве­да­ние ве­ры», «Об ос­вя­ще­нии Бо­же­ст­вен­ных Да­ров». Бу­ду­чи сна­ча­ла сто­рон­ни­ком унии, в хо­де со­бор­ных дис­кус­сий М. Э. при­шёл к вы­во­ду о не­воз­мож­но­сти её при­ня­тия по при­чи­не про­ти­во­ре­чия уче­ния Зап. церк­ви дог­ма­там Все­лен­ских со­бо­ров. Ви­зант. им­пе­ра­тор и все греч. ие­рар­хи, уча­ст­во­вав­шие в со­бо­ре, по­сле не­ко­то­рых ко­ле­ба­ний под­пи­са­ли ре­зо­лю­цию со­бо­ра (бул­ла «Lae­tentur coeli»); М. Э. был един­ст­вен­ным, кто от­ка­зал­ся по­ста­вить под­пись.

По воз­вра­ще­нии в Кон­стан­ти­но­поль (1440) и за­тем в Эфес (на­хо­див­ший­ся во вла­сти ту­рок) М. Э. про­дол­жал ак­тив­но вы­сту­пать с про­по­ве­дя­ми и по­сла­ния­ми про­тив Фло­рен­тий­ской унии. Ука­зом им­пе­ра­то­ра он был аре­сто­ван и про­вёл 2 го­да в за­клю­че­нии в кре­по­сти Мун­д­рос (о. Лем­нос). В кон. 1442 вер­нул­ся в Кон­стан­ти­но­поль, где вско­ре умер.

Лит. на­сле­дие М. Э. вклю­ча­ет ок. 115 про­из­ве­де­ний (мно­гие не опубл.). По­ми­мо ан­ти­ла­тин­ских по­ле­мич. со­чи­не­ний к ним от­но­сят­ся «Сил­ло­ги­че­ские гла­вы о раз­ли­че­нии бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти и энер­гии про­тив ере­си акин­ди­ни­стов», трак­тат «О вос­кре­се­нии», гим­но­гра­фич., по­этич., ли­тур­гич. тво­ре­ния, неск. не­боль­ших ас­ке­тич. со­чи­не­ний (в т. ч. об Ии­су­со­вой мо­лит­ве, во­шед­шее в греч. «Доб­ро­то­лю­бие»), «По­ве­ст­во­ва­ние о Фло­рен­тий­ском Со­бо­ре», 12 по­сла­ний и др.

По­чи­та­ние М. Э. рас­про­стра­ни­лось уже в 15–16 вв. (бы­ли со­став­ле­ны служ­бы и си­нак­са­ри). В 1734 при пат­ри­ар­хе Кон­стан­ти­но­поль­ском Се­ра­фи­ме I М. Э. был офи­ци­аль­но ка­но­ни­зи­ро­ван. День па­мя­ти по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 19 янв. (1 февр.).

Соч.: Migne PG. Т. 159–160; Patrologia Ori­en­talis / Ed. R. Graffin, F. Nau. P., 1907. Т. 11, 15, 17; Сил­ло­ги­че­ские гла­вы о раз­ли­че­нии бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти и энер­гии про­тив ере­си акин­ди­ни­стов / Пер. мон. Ан­д­ро­ни­ка (А. Ф. Ло­се­ва), под ред. А. Г. Ду­нае­ва // Путь к свя­щен­но­му без­мол­вию: Ма­ло­из­ве­ст­ные тво­ре­ния свя­тых от­цов-иси­ха­стов. М., 1999.

Лит.: Ам­вро­сий (По­го­дин), ар­хим. Св. Марк Эфес­ский и Фло­рен­тий­ская Уния. Jordan­vil­le, 1963. М., 1994 [со­дер­жит рус­ские пе­ре­во­ды ан­ти­ла­тин­ских со­чи­не­ний Мар­ка Эфес­ско­го]; Ερηναῖος Μπούλοβιτς, ιερομόναχος. Το μυστήριον τῆς ἐν τΑγία Τριάδι διαϰρί­σεως τῆς Θείας οὐσίας ϰαι ἐνεργείας ϰατα τν αγιον ΜάρϰονΕφέσου τν Εὐγενιϰόν. Θεσ­σα­λονίϰη, 1983; Constas N. Mark Eugeni­kos // La théologie byzantine et sa tradition. Turnhout, 2002. Vol. 2. P. 411–464; Кал­лист Вла­стос, мо­нах. Марк Эфес­ский и Фло­рен­тий­ский со­бор. М., 2009; Шме­ман А., прот. Не­из­дан­ное про­из­ве­де­ние св. Мар­ка Ефес­ско­го «О вос­кре­се­нии» // Шме­ман А., прот. Со­б­ра­ние ста­тей: 1947–1983. М., 2009. С. 631–634; Иси­хазм: ан­но­ти­ро­ван­ная биб­лио­гра­фия. М., 2004. С. 472–477.

Вернуться к началу