МАРК ЭФЕ́ССКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРК ЭФЕ́ССКИЙ (Марк Евгеник; Μᾶρϰος Εὐγενιϰός) (ок. 1392, Константинополь – 23.6.1445, там же), визант. богослов, полемист, гимнограф, митрополит Эфесский (1437–45), главный противник Флорентийской церковной унии, православный святой.
Родился в семье диакона и сакеллия (чин Константинопольской православной церкви) Святой Софии храма в Константинополе. Брат писателя Иоанна Евгеника. В крещении имел имя Мануил. Начальное образование получил под рук. отца, после его смерти (1406) изучал риторику у Иоанна Хортазмена, впоследствии еп. Силиврийского, философию – у Плифона. По окончании обучения занимался преподавательской деятельностью; среди его учеников – Георгий Схоларий (впоследствии Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский) и Феодор Агаллиан (впоследствии Феофан, митр. Мидийский). В возрасте 26 лет принял монашеский постриг (с именем Марк) в мон. Преображения Господня на о. Антигона в Мраморном море. Из-за тур. набегов был вынужден вернуться в Константинополь, где поселился в Манганском мон. св. Георгия. Принял священный сан (после 1426). В 1437 был рукоположен в епископы (с возведением на кафедру Эфесской митрополии) и назначен делегатом на Ферраро-Флорентийский собор, созванный визант. имп. Иоанном VIII Палеологом с целью объединения Вост. и Зап. церквей в надежде получения от Запада воен. помощи против натиска турок на Византию. На соборе М. Э. участвовал в комиссии по догматич. вопросам, выступал с критикой лат. богословия (чистилище, filioque, примат папы). Написал ряд полемич. сочинений, в т. ч. «Десять аргументов против существования чистилища», «Сумма изречений о Святом Духе», «Силлогические главы против латинян об исхождении Святого Духа», «Исповедание веры», «Об освящении Божественных Даров». Будучи сначала сторонником унии, в ходе соборных дискуссий М. Э. пришёл к выводу о невозможности её принятия по причине противоречия учения Зап. церкви догматам Вселенских соборов. Визант. император и все греч. иерархи, участвовавшие в соборе, после некоторых колебаний подписали резолюцию собора (булла «Laetentur coeli»); М. Э. был единственным, кто отказался поставить подпись.
По возвращении в Константинополь (1440) и затем в Эфес (находившийся во власти турок) М. Э. продолжал активно выступать с проповедями и посланиями против Флорентийской унии. Указом императора он был арестован и провёл 2 года в заключении в крепости Мундрос (о. Лемнос). В кон. 1442 вернулся в Константинополь, где вскоре умер.
Лит. наследие М. Э. включает ок. 115 произведений (многие не опубл.). Помимо антилатинских полемич. сочинений к ним относятся «Силлогические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов», трактат «О воскресении», гимнографич., поэтич., литургич. творения, неск. небольших аскетич. сочинений (в т. ч. об Иисусовой молитве, вошедшее в греч. «Добротолюбие»), «Повествование о Флорентийском Соборе», 12 посланий и др.
Почитание М. Э. распространилось уже в 15–16 вв. (были составлены службы и синаксари). В 1734 при патриархе Константинопольском Серафиме I М. Э. был официально канонизирован. День памяти по календарю Рус. православной церкви – 19 янв. (1 февр.).