НИКО́ЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКО́ЛЬСКИЙ Александр Васильевич [10(22).6.1874, с. Владыкино Чембарского у. Пензенской губ., ныне Каменского р-на Пензенской обл. – 19.3.1943, Москва], рос. хоровой дирижёр, композитор, исследователь рус. церковного пения, педагог. Из семьи священника. Учился в Тихоновском духовном уч-ще (1884–1888), Пензенской духовной семинарии (1888–94). В 1897 экстерном окончил Синодальное уч-ще церковного пения в Москве (педагоги С. В. Смоленский, А. Д. Кастальский), был певчим Синодального хора под рук. В. С. Орлова. В 1897–99 учился в Моск. конс. (класс теории музыки С. И. Танеева), в 1900 перешёл в Муз.-драматич. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (классы теории композиции А. А. Ильинского, симфонич. дирижирования В. Кеса), которое окончил в 1902. В 1908–17 создал бо́льшую часть духовных сочинений. В Москве возглавил регентские курсы (1909) и курсы Об-ва любителей церковного пения, организовал регентские курсы в Пензе, Саратове, Камышине, Наровчате, Вятке, Ржеве. Организатор и участник всех шести регентских съездов в Москве (1908–1917). В 1912 читал лекции по истории церковного пения в Нижнем Новгороде, в 1913 дирижировал соединёнными хорами Пензы. С 1902 сотрудничал с Музыкально-этнографической комиссией. С 1914 постоянный член контрольной комиссии над церковными хорами, сотрудник ж. «Хоровое и регентское дело». В 1915–18 преподавал в Синодальном уч-ще (контрапункт и теория фуги), Общедоступном муз. уч-ще В. Ю. Зограф-Плаксиной (гармония, контрапункт, фуга, форма), Елизаветинском и Александро-Мариинском женских ин-тах и др. После Окт. революции 1917 недолго работал в Пролеткульте, сочинял «пролетарские» песни, муз. стиль которых напоминал церковные хоры. В 1927 дал подписку о нераспространении своей духовной музыки, которую, однако, продолжал сочинять. С 1928 преподавал в Моск. конс.: в 1928–31 зав. этнографич. отделом, с 1935 проф., с 1942 вёл факультативный курс церковного пения.
Осн. часть творч. наследия – церковная музыка: Литургия Преждеосвященных Даров op. 23 (1907), Всенощное бдение op. 26 (1908), Литургия Иоанна Златоуста op. 31 (1909), Венчание op. 41 (1914) и др. Сочинения Н. входили в программу концертов Синодального и др. хоров Москвы, но в провинции исполнялись редко из-за их монументальности и сложности муз. языка (в частности, Н. применял разработанную П. Г. Чесноковым систему организации хора – разделение его на группы по тембровому сходству). Чаще других исполнялись стихира Благовещению «Совет превечный» (op. 20), «Милость мира» и «Тебе поем» (op. 45), «Рече Господь» (op. 21) и «Ныне отпущаеши» (op. 17). Н. – автор детских опер «Сказка о царе Салтане», «Репка» и «В лесу» (1910–12), 3 кантат, 10 крупных пьес для симфонич. оркестра, Концерта для флейты с оркестром, камерных ансамблей, романсов и многочисл. хоровых обработок рус. нар. песен.
Автор муз.-критич. статей о А. Д. Кастальском, А. Т. Гречанинове, С. В. Панченко и др. музыкантах. Его труд «Теория русской народной песни» (1919) не издан. Ценность представляют руководства по методике хорового (особенно церковного) пения, труды по истории и теории рус. церковного пения.