Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭККЛЕЗИОЛО́ГИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 261-262

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЭККЛЕЗИОЛО́ГИЯ, экк­ле­сио­ло­гия (от греч. ἐϰϰλησία – со­б­ра­ние, и ло­гос), раз­дел хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия о сущ­но­сти Церк­ви, её ка­фо­ли­че­ском (со­бор­ном) уст­рое­нии, при­ро­де и свой­ст­вах. В древ­ней Церк­ви Э. не вы­де­ля­лась как осо­бый раз­дел бо­го­сло­вия. Не­об­хо­ди­мость сфор­му­ли­ро­вать уче­ние о Церк­ви воз­ник­ла в 19 в. и осо­бен­но в 20 в. в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем ква­зи­ре­ли­ги­оз­ных сис­тем, ус­та­нов­ле­ни­ем в ря­де пра­во­слав­ных стран во­ин­ст­вую­ще­го ате­из­ма и раз­ви­ти­ем меж­хри­сти­ан­ских свя­зей.

Э. со­че­та­ет два ас­пек­та. Мис­тич. ас­пект ха­рак­те­ри­зу­ет Цер­ковь как Те­ло Хри­сто­во, для ко­то­ро­го Ии­сус Хри­стос – Гла­ва; при этом под­чёр­ки­ва­ет­ся он­то­ло­ги­че­ское един­ст­во Хри­ста и Церк­ви. Ка­но­нич. ас­пект го­во­рит о един­ст­ве Церк­ви во­круг епи­ско­па и един­ст­ве епи­ско­пов ме­ж­ду со­бой при не­пре­рыв­но­сти пре­ем­ст­ва от апо­сто­лов, по­став­лен­ных Хри­стом при ос­но­ва­нии Церк­ви.

Уже во 2 в. сло­жи­лась ие­рар­хич. струк­ту­ра Церк­ви, ко­то­рая со­хра­ня­ет­ся и ны­не. В её ос­но­ве ле­жит по­ня­тие ме­ст­ной Церк­ви – цер­ков­ной об­щи­ны мес­та (го­ро­да, об­лас­ти), воз­глав­ляе­мой епи­ско­пом. Ка­ж­дая та­кая об­щи­на, на­зы­вае­мая епар­хи­ей, со­сто­ит из бо­лее мел­ких цер­ков­ных под­раз­де­ле­ний – при­хо­дов, воз­глав­ляе­мых пре­сви­те­ра­ми. Ев­ха­ри­стия со­вер­ша­ет­ся епи­ско­пом или пре­сви­те­ром, ру­ко­по­ло­жен­ным для слу­же­ния в об­щи­не. Пре­сви­тер – де­ле­гат епи­ско­па, его упол­но­мо­чен­ное ли­цо: без раз­ре­ше­ния епи­ско­па пре­сви­тер не мо­жет со­вер­шать ка­кие бы то ни бы­ло свя­щен­но­дей­ст­вия. Пер­вен­ст­вую­щая роль епи­ско­па, по уче­нию ран­них от­цов Церк­ви, обу­слов­ле­на тем, что он за­ни­ма­ет ме­сто Хри­ста в ев­ха­ри­сти­че­ском со­б­ра­нии, что так­же объ­яс­ня­ет ут­вер­жде­ние в древ­ней Церк­ви прин­ци­па мо­нар­хич. епи­ско­па­та (один епи­скоп в ка­ж­дой ев­ха­ри­стич. об­щи­не или Церк­ви). Бу­ду­чи гла­вой Церк­ви дан­но­го мес­та, епис­коп тем не ме­нее управ­ля­ет Цер­ко­вью не еди­но­лич­но, а в со­ра­бот­ни­че­ст­ве с пре­сви­те­ра­ми и диа­ко­на­ми. Епис­коп не об­ла­да­ет цер­ков­ной вла­стью или ав­то­ри­те­том сам по се­бе, в си­лу по­лу­чен­но­го им са­на: он яв­ля­ет­ся свя­щен­но­слу­жи­те­лем внут­ри ме­ст­ной цер­ков­ной об­щи­ны, ко­то­рая до­ве­ри­ла ему это слу­же­ние. Вне цер­ков­ной об­щи­ны слу­же­ние епи­ско­па те­ря­ет смысл и дей­ст­вен­ность. Кро­ме то­го, епис­коп управ­ля­ет Цер­ко­вью в со­гла­сии с др. епи­ско­па­ми, что обес­пе­чи­ва­ет ка­фо­лич­ность, или со­бор­ность, Церк­ви, ко­то­рая яв­ля­ет­ся важ­ней­шим по­ня­ти­ем пра­во­слав­ной экк­ле­зио­ло­гии.

Э. на Вос­то­ке и За­па­де в 1-м тыс. раз­ви­ва­лась раз­ны­ми пу­тя­ми. На Вос­то­ке со вре­мён Иг­на­тия Ан­ти­охий­ско­го и Ип­по­ли­та Рим­ско­го ка­ж­дый епис­коп вос­при­ни­мал­ся как за­ни­маю­щий ме­сто Хри­ста в ев­ха­ри­стич. со­б­ра­нии. На За­па­де Ки­при­ан Кар­фа­ген­ский стал раз­ви­вать идею епи­скоп­ско­го пре­сто­ла как ка­фед­ры ап. Пет­ра. Эс­ха­то­ло­гич. об­раз апо­сто­лов, си­дя­щих во­круг Хри­ста, ко­то­рый Иг­на­тий и Ип­по­лит при­ме­ня­ли к ме­ст­ной Церк­ви (епи­скоп в ок­ру­же­нии пре­сви­те­риу­ма), у Ки­приа­на ус­ту­пил ме­сто апо­столь­ской кол­ле­гии, со­бран­ной во­круг её гла­вы, ап. Пет­ра. Эта пе­ре­ме­на да­ла воз­мож­ность го­во­рить об unus episcopatus (еди­ном епи­ско­па­те), рас­се­ян­ном по ми­ру, под гла­вен­ст­вом Пет­ра. Уни­вер­са­ли­ст­ская Э. вос­тор­же­ст­во­ва­ла в Рим. церк­ви к кон. 1-го тыс., что спо­соб­ст­во­ва­ло её от­чу­ж­де­нию от вост. церк­вей.

Прин­цип мо­нар­хич. епи­ско­па­та – крае­уголь­ный ка­мень ка­но­нич. уст­рой­ст­ва пра­во­слав­ной Церк­ви. Пра­ва и обя­зан­но­сти пред­стоя­те­ля в по­ме­ст­ных церк­вах оп­ре­де­ля­ют­ся по-раз­но­му, од­на­ко ни в од­ной по­ме­ст­ной церк­ви пред­стоя­тель не име­ет вер­хов­ной вла­сти – вер­хов­ной вла­стью об­ла­да­ет Со­бор (см. Со­бо­ры цер­ков­ные). Напр., в РПЦ выс­шей дог­ма­ти­че­ской вла­стью об­ла­да­ет По­ме­ст­ный со­бор, в ко­то­ром, по­ми­мо ар­хие­ре­ев, уча­ст­ву­ют кли­ри­ки, мо­на­хи и ми­ря­не, а выс­шей фор­мой ие­рар­хич. управ­ле­ния яв­ля­ет­ся Ар­хие­рей­ский со­бор. В Эл­лад­ской пра­во­слав­ной церк­ви По­ме­ст­ный со­бор с уча­сти­ем ми­рян от­сут­ст­ву­ет; выс­шая власть при­над­ле­жит Ар­хие­рей­ско­му си­но­ду, пред­се­да­те­лем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ар­хи­епи­скоп Афин­ский и всей Эл­ла­ды.

В 20 в. по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние кон­цеп­ция т. н. ев­ха­ри­сти­че­ской Э., ос­но­вы ко­то­рой сфор­му­ли­ро­вал про­то­прес­ви­тер Н. Н. Афа­нась­ев («Цер­ковь Ду­ха Свя­то­го»), а впо­след­ст­вии ис­сле­до­ва­ли про­то­прес­ви­тер А. Д. Шме­ман и греч. бо­го­слов митр. Ио­анн (Зи­зиу­лас) (р. 1931). Суть ев­ха­ри­сти­чес­кой Э. за­клю­ча­ет­ся в под­чёр­ки­ва­нии центр. ро­ли Ев­ха­ри­стии в цер­ков­ном уст­рой­ст­ве: ка­ж­дая ев­ха­ри­стич. об­щи­на во гла­ве с епи­ско­пом вос­при­ни­ма­ет­ся не про­сто как часть все­лен­ской Церк­ви, а как ме­ст­ная Цер­ковь, об­ла­даю­щая всей пол­но­той цер­ков­но­сти и че­рез Ев­ха­ри­стию свя­зан­ная с др. ме­ст­ны­ми церк­ва­ми. Ев­ха­ристи­че­ская Э. по су­ти ото­жде­ст­в­ля­ет Цер­ковь с Ев­ха­ри­сти­ей.

Лит.: Ила­ри­он (Ал­фе­ев), еп. Пра­во­сла­вие. М., 2008. Т. 1; Фель­ми К. Х. Раз­ви­тие тра­дици­он­ной пра­во­слав­ной экк­ле­зио­ло­гии // Фель­ми К. Х. Вве­де­ние в со­вре­мен­ное пра­во­слав­ное бо­го­сло­вие. М., 2014.

Вернуться к началу