ЭККЛЕЗИОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭККЛЕЗИОЛО́ГИЯ, экклесиология (от греч. ἐϰϰλησία – собрание, и логос), раздел христианского богословия о сущности Церкви, её кафолическом (соборном) устроении, природе и свойствах. В древней Церкви Э. не выделялась как особый раздел богословия. Необходимость сформулировать учение о Церкви возникла в 19 в. и особенно в 20 в. в связи с распространением квазирелигиозных систем, установлением в ряде православных стран воинствующего атеизма и развитием межхристианских связей.
Э. сочетает два аспекта. Мистич. аспект характеризует Церковь как Тело Христово, для которого Иисус Христос – Глава; при этом подчёркивается онтологическое единство Христа и Церкви. Канонич. аспект говорит о единстве Церкви вокруг епископа и единстве епископов между собой при непрерывности преемства от апостолов, поставленных Христом при основании Церкви.
Уже во 2 в. сложилась иерархич. структура Церкви, которая сохраняется и ныне. В её основе лежит понятие местной Церкви – церковной общины места (города, области), возглавляемой епископом. Каждая такая община, называемая епархией, состоит из более мелких церковных подразделений – приходов, возглавляемых пресвитерами. Евхаристия совершается епископом или пресвитером, рукоположенным для служения в общине. Пресвитер – делегат епископа, его уполномоченное лицо: без разрешения епископа пресвитер не может совершать какие бы то ни было священнодействия. Первенствующая роль епископа, по учению ранних отцов Церкви, обусловлена тем, что он занимает место Христа в евхаристическом собрании, что также объясняет утверждение в древней Церкви принципа монархич. епископата (один епископ в каждой евхаристич. общине или Церкви). Будучи главой Церкви данного места, епископ тем не менее управляет Церковью не единолично, а в соработничестве с пресвитерами и диаконами. Епископ не обладает церковной властью или авторитетом сам по себе, в силу полученного им сана: он является священнослужителем внутри местной церковной общины, которая доверила ему это служение. Вне церковной общины служение епископа теряет смысл и действенность. Кроме того, епископ управляет Церковью в согласии с др. епископами, что обеспечивает кафоличность, или соборность, Церкви, которая является важнейшим понятием православной экклезиологии.
Э. на Востоке и Западе в 1-м тыс. развивалась разными путями. На Востоке со времён Игнатия Антиохийского и Ипполита Римского каждый епископ воспринимался как занимающий место Христа в евхаристич. собрании. На Западе Киприан Карфагенский стал развивать идею епископского престола как кафедры ап. Петра. Эсхатологич. образ апостолов, сидящих вокруг Христа, который Игнатий и Ипполит применяли к местной Церкви (епископ в окружении пресвитериума), у Киприана уступил место апостольской коллегии, собранной вокруг её главы, ап. Петра. Эта перемена дала возможность говорить об unus episcopatus (едином епископате), рассеянном по миру, под главенством Петра. Универсалистская Э. восторжествовала в Рим. церкви к кон. 1-го тыс., что способствовало её отчуждению от вост. церквей.
Принцип монархич. епископата – краеугольный камень канонич. устройства православной Церкви. Права и обязанности предстоятеля в поместных церквах определяются по-разному, однако ни в одной поместной церкви предстоятель не имеет верховной власти – верховной властью обладает Собор (см. Соборы церковные). Напр., в РПЦ высшей догматической властью обладает Поместный собор, в котором, помимо архиереев, участвуют клирики, монахи и миряне, а высшей формой иерархич. управления является Архиерейский собор. В Элладской православной церкви Поместный собор с участием мирян отсутствует; высшая власть принадлежит Архиерейскому синоду, председателем которого является архиепископ Афинский и всей Эллады.
В 20 в. получила распространение концепция т. н. евхаристической Э., основы которой сформулировал протопресвитер Н. Н. Афанасьев («Церковь Духа Святого»), а впоследствии исследовали протопресвитер А. Д. Шмеман и греч. богослов митр. Иоанн (Зизиулас) (р. 1931). Суть евхаристической Э. заключается в подчёркивании центр. роли Евхаристии в церковном устройстве: каждая евхаристич. община во главе с епископом воспринимается не просто как часть вселенской Церкви, а как местная Церковь, обладающая всей полнотой церковности и через Евхаристию связанная с др. местными церквами. Евхаристическая Э. по сути отождествляет Церковь с Евхаристией.