ПРЕСВИ́ТЕР
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРЕСВИ́ТЕР (греч. πρεσβύτερος – старец, старейшина), священнослужитель 2-й степени священства во всех христианских церквах, имеющих апостольское преемство рукоположений. В России по отношению к П. в широкое употребление, в т. ч. в офиц. документах, вошло слово «священник». П. рукополагаются из диаконов епископами. П. совершают все церковные таинства и священнодействия, за исключением рукоположения в степени священства (хиротония), поставления в церковнослужители (хиротесия), освящения антиминсов и освящения мира, составляющих прерогативу епископов; П. возглавляют христианские общины или состоят в приходском клире, если в приходе несколько П.; учат вверенных их попечению христиан догматам веры и благочестию, пастырски окормляют их. В литургич. облачение П. входят епитрахиль, фелонь, поручи.
В древней Церкви П. сослужили епископу, не возглавляя христианские общины. С кон. 3 в. в связи с увеличением числа общин в больших городах, появлением их в сельской местности во главе общин епископами стали назначаться П. Избрание кандидатов в П. производилось общим голосованием клира и народа при решающем голосе епископа. Со временем избрание кандидата стало прерогативой епархиального архиерея.
Церковные каноны устанавливают 30-летний возрастной ценз в отношении ставленника в П. На практике от этой нормы допускаются отступления. По ныне действующему Уставу РПЦ в П. можно посвящать по достижении гражд. совершеннолетия, т. е. в 18 лет. У кандидата в П. должна быть глубокая, твёрдая, деятельная вера, наличие богословского образования. Препятствия к рукоположению в П. – общие к рукоположению во все степени священства.
В православной традиции в зависимости от занимаемых должностей, выслуги лет и заслуг П. награждаются возведением в сан протоиереев и протопресвитеров, монашествующие П. (иеромонахи) – в сан архимандритов. В Рус. церкви до нач. 19 в. сану протоиерея предшествовало звание протопопа (они обычно занимали должности благочинных или председателей уездных духовных правлений).
Сан П. существует также в некоторых конфессиях, не имеющих апостольского преемства, – в старокатоличестве, англиканстве, у пресвитериан, старообрядцев белокриницкого и новозыбковского согласия, беглопоповцев.