ДИА́КОН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИА́КОН, дьякон (греч. διάϰονος – служитель), нижняя из трёх степеней священства в христианской Церкви. В совр. практике православной церкви наряду с епископом и пресвитерами Д. при отправлении богослужения выполняет вспомогат. функции, непосредственно не связанные с таинствами: возглашает ектеньи, на литургии читает Евангелие, с благословения епископа или пресвитера совершает каждение.
Служение Д. возникло на начальном этапе существования Церкви, сначала в иерусалимской (Деян. 6:1–6), а затем и в др. общинах (1 Флп. 1:1; Тим. 3:8–13). Однако ещё в книгах Нового Завета слово «Д.» иногда употребляется метафорически [напр., ап. Павел называет Д. Божиим светского начальника (Рим. 13:4), о Христе говорит как о Д. для обрезанных (Рим. 15:8) и даже самого себя именует Д. (Еф. 3:7; Кол. 1:23)]. Возможно, в некоторых общинах Д. назывались просто «младшими» (1 Пет. 5:1, 5; ср.: Лк. 22:26). В ранней Церкви кандидаты в Д. избирались при участии всей общины (Деян. 6:2–3; Дидахэ 15:1–2) и получали благословение через возложение рук сначала апостолов (Деян. 6:6), а позднее – их преемников – епископов. Осн. функциями первых Д. были «служение столам», помощь вдовам, сиротам и нищим, миссионерство и участие в совершении таинства крещения (Деян. 8:38).
Во 2–3 вв. Д. начинают сравнивать с ветхозаветными левитами; к 4 в. их осн. ролью становится помощь при совершении богослужения в храме. Степень Д. ниже степеней епископа и пресвитера (напр., Д. запрещено сидеть в присутствии священников – 18-е правило 1-го Вселенского собора), но выше др. клириков (только Д., помимо епископа и пресвитеров, имеют право прикасаться к священным сосудам – 21-е правило Лаодикийского cобора). В доиконоборческую эпоху Д. не только возглашали ектеньи и читали Евангелие в храме, но и подготавливали хлеб и вино для совершения таинства евхаристии, имели право причащать мирян и относили Святые Дары тем, кто по уважительной причине не мог прийти в храм. Отличительными деталями облачения Д. стали орарь (23-е правило Лаодикийского собора), стихарь, а позднее – поручи.
В визант. традиции Д. принято рукополагать за литургией после окончания чтения евхаристич. молитвы-анафоры. Кандидату в Д. должно быть не менее 25 лет (14-е правило Трулльского собора). Как и др. священнослужителям, Д. запрещено вступать в брак после принятия сана. Монашествующие Д. именуются иеродиаконами. Степени архидиакона и протодиакона появились в 5 в.
В совр. практике Римско-католич. церкви степень Д. хотя и существует, но особой роли в богослужении Д. не выполняет (в осн. – только чтение Евангелия). В Риме до 11 в. Д. было всегда не более 7. В средние века Д. распоряжались церковным имуществом, часто обладали судебными функциями, занимались делопроизводством. После Ватиканского II собора сан Д. служит подготовительной ступенью для кандидатов в пресвитеры или же даётся тем, кто посвящает себя социальному и приходскому служению, без права последующей ординации в пресвитера и епископа.