Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИХО́Д

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 530

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей В. Цыпин

ПРИХО́Д, об­щи­на хри­сти­ан, со­стоя­щая из кли­ра и ми­рян, объ­е­ди­нён­ных при хра­ме, воз­глав­ля­ет­ся свя­щен­но­слу­жи­те­лем в пре­сви­тер­ском са­не – на­стоя­те­лем, со­став­ля­ет часть епар­хии. В Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви для обо­зна­че­ния П. ши­ро­ко упот­реб­ля­ет­ся тер­мин «па­ра­фия» (от греч. παροιϰία – П.; так­же этот тер­мин упот­реб­лял­ся для обо­зна­че­ния П. в пра­во­слав­ных епар­хи­ях в Зап. гу­бер­ни­ях Рос. им­пе­рии в си­но­даль­ный пе­ри­од).

Пер­во­на­чаль­но об­щи­ны хри­сти­ан су­ще­ст­во­ва­ли поч­ти ис­клю­чи­тель­но в го­ро­дах, где бо­го­слу­же­ния со­вер­ша­лись в един­ст­вен­ной гор. церк­ви епи­ско­пом в со­слу­же­нии пре­сви­те­ров и диа­ко­нов. С рос­том чис­ла хри­сти­ан но­вые об­щи­ны по­яв­ля­лись как в го­ро­дах, так и в сель­ской ме­ст­но­сти, а по­сколь­ку в го­ро­де мог быть толь­ко один епи­скоп, то воз­глав­лять иные об­щи­ны им на­зна­ча­лись пре­сви­те­ры. Са­мое ран­нее упо­ми­на­ние о при­ход­ской церк­ви во гла­ве с пре­сви­те­ром со­хра­ни­лось в 6-м пра­ви­ле Гангр­ско­го со­бо­ра (4 в.).

В Рус. церк­ви, вви­ду об­шир­но­сти её епар­хий, П. во гла­ве с пре­сви­те­ра­ми су­ще­ст­во­ва­ли из­на­чаль­но. В 19 в. уст­рой­ст­во П. бы­ло уре­гу­ли­ро­ва­но Ус­та­вом ду­хов­ных кон­си­сто­рий (изд. в 1841, пе­ре­из­дан с из­ме­не­ния­ми в 1883) и др. до­ку­мен­та­ми. Со­глас­но им, уч­ре­ж­де­ние и за­кры­тие П. осу­ще­ст­в­ля­лись Свя­тей­шим Си­но­дом. При­ход­ской причт был обя­зан вес­ти спи­ски на­лич­ных при­хо­жан. В П. ве­лись мет­рич. кни­ги, в ко­то­рые вно­си­лись за­пи­си о ро­ж­де­нии, бра­ко­со­че­та­нии и смер­ти при­хо­жан. По­ме­ст­ный со­бор 1917–18 Оп­ре­де­ле­ни­ем о пра­во­слав­ном при­хо­де вос­ста­но­вил эле­мен­ты древ­ней прак­ти­ки вы­бор­но­сти в по­став­ле­нии кли­ри­ков.

Ны­не в РПЦ при­ход­ское управ­ле­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве Ус­та­ва РПЦ в ре­дак­ции 2013. Выс­шим ор­га­ном уп­рав­ле­ния П. яв­ля­ет­ся епар­хи­аль­ный ар­хие­рей, ор­га­на­ми при­ход­ско­го са­мо­уп­рав­ле­ния – на­зна­чен­ный ар­хие­ре­ем на­стоя­тель, а так­же при­ход­ское со­б­ра­ние, при­ход­ской со­вет и ре­ви­зи­он­ная ко­мис­сия. В со­став при­ход­ско­го со­б­ра­ния вхо­дят свя­щен­но­слу­жи­те­ли П., его уч­ре­дите­ли, а так­же при­хо­жа­не, дос­тиг­шие 18-лет­не­го воз­рас­та. При­ём в чле­ны со­б­ра­ния и вы­ход из не­го осу­ще­ст­в­ля­ют­ся на ос­но­ва­нии про­ше­ния ре­ше­ни­ем при­ход­ско­го со­б­ра­ния. Все ре­ше­ния со­б­ра­ния ут­вер­жда­ют­ся пра­вя­щим ар­хиере­ем. При­ход­ской со­вет – ис­пол­нит. и рас­по­ря­дит. ор­ган при­ход­ско­го со­б­ра­ния, под­от­чёт­ный на­стоя­те­лю и со­б­ра­нию. Со­вет [пред­се­да­тель – на­стоя­тель П. (в по­ряд­ке ис­клю­че­ния это мо­жет быть и иное долж­но­ст­ное ли­цо, кли­рик или ми­ря­нин), его по­мощ­ник и ка­зна­чей] из­би­ра­ет­ся из чис­ла чле­нов при­ход­ско­го со­б­ра­ния сро­ком на 3 го­да, он не­сёт от­вет­ст­вен­ность за со­хран­ность хра­ма и цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва, рас­по­ря­жа­ет­ся де­неж­ны­ми сред­ст­ва­ми П., ис­пол­ня­ет ре­ше­ния при­ход­ско­го со­б­ра­ния. Ре­ви­зи­он­ная ко­мис­сия (пред­се­да­тель и 2 чле­на) из­би­ра­ет­ся при­ход­ским со­б­ра­ни­ем из чис­ла сво­их чле­нов сро­ком на 3 го­да, она про­ве­ря­ет фи­нан­со­во-хо­зяйств. дея­тель­ность при­хо­да.

В не­ко­то­рых хри­сти­ан­ских стра­нах (напр., в Анг­лии, Ир­лан­дии, Пор­ту­га­лии) цер­ков­ным П. со­от­вет­ст­ву­ют сов­па­даю­щие с ни­ми низ­шие еди­ни­цы му­ни­ци­паль­но­го управ­ле­ния, ко­то­рые так­же на­зы­ва­ют­ся П. (напр., англ. pa­rish).

Лит.: Ус­тав Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 2000; Пав­лов А. С. Курс цер­ков­но­го пра­ва. СПб., 2002; Цы­пин В., прот. Ка­но­ни­че­ское пра­во. 2-е изд. М., 2012.

Вернуться к началу