МИРЯ́НЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИРЯ́НЕ, в христианских церквах члены Церкви, не входящие в состав духовенства (клира). М. составляют церковную паству. Строгое разделение на клириков и М. принято в тех церквах, в которых, в соответствии с исповедуемым ими учением, клирики поставляются на служение через рукоположение и имеют преемство рукоположений, идущее от апостолов (все поместные православные церкви, Римско-католич. церковь, старокатолики, вост. нехалкидонские церкви, частично Англиканская церковь и др.). При этом доктрины разных церквей в трактовке апостольского преемства расходятся.
М. имеют одинаковое с клиром человеческое и христианское достоинство и одинаковую надежду на спасение. М. участвуют в богослужении молитвами, а также в качестве пономарей, свещеносцев, певчих, в исключит. обстоятельствах могут совершать таинство крещения. Помимо усвоения основ церковного учения, М. сами участвуют в церковном учительстве по благословению священнослужителей, как правило вне храма, напр. в качестве преподавателей духовных учебных заведений, церковных учёных, миссионеров и т. д. М. участвуют в деятельности органов церковной власти; напр., в Рус. православной церкви они избираются членами Поместных соборов, епархиальных собраний, приходских советов, составляют б. ч. приходских собраний, назначаются на ответственные адм. должности, включая председателей синодальных отделов. Широкое участие М. в разных формах церковной жизни имеет своим догматич. основанием учение ап. Петра о всеобщем священстве (1 Пет. 2:9).
В истории Римско-католич. церкви противопоставлялась «церковь учащая», к которой принадлежал клир, и «церковь учащаяся», включающая М., однако ныне это разделение действительно только в церковном управлении. Православной экклезиологии такое противопоставление всегда было чуждо.
Помимо М. и клира – состояний, возникших одновременно с началом бытия самой Церкви, исторически в ней сложилось ещё одно – монашество, статус которого в отношении М. и клира в разных церквах трактуется по-разному (особенно статус монахов, не имеющих священного сана).
В совр. религиоведении понятия «М.» и «клир» часто применяются также по отношению к некоторым нехристианским религ. общинам (буддистов, джайнистов и др.).