СВЯЩЕ́НСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СВЯЩЕ́НСТВО, в христианской традиции группа избранных лиц, получивших сверхъестественные дары для пастырского служения в Церкви и имеющих право совершать таинства и обряды.
Своеобразное положение С. в православной и католич. Церквах основано на избрании Иисусом Христом из числа Своих сторонников особого круга учеников – 12 апостолов и наделении их сверхъестеств. дарами: прощать грехи, исцелять, просвещать, совершать таинства и др. Принадлежность этому кругу определена не человеческими желаниями, а призванием от Бога [«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Ин. 15:16)]. Идея избранничества свыше получила своё развитие в посланиях ап. Павла: «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4); «Он поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения…» (Еф. 4:11–12).
Для получения дара С. необходимо воздействие Св. Духа. Так, при поставлении учеников на служение Иисус Христос «дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23). Апостолы осознавали себя носителями Божественной силы и власти: решения 1-го апостольского собора в Иерусалиме (ок. 50), сформулировавшего обязательные для христиан заповеди, предваряются словами: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28).
Предназначение священного пастырского служения выражено в заповеди Иисуса Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20), включает в себя 3 аспекта: учительство («научите»), священнодействие («крестя») и управление («уча их соблюдать»).
Дар С. передаётся в Церкви через особое таинство рукоположения. По приобщённости к полноте даров С. все священнослужители делятся на 3 степени (в порядке убывания): епископы, священники (пресвитеры) и диаконы.
Епископ (ἐπίσϰοπος – блюститель) – тот, кто заботится и несёт полноту ответственности за духовную жизнь паствы, кто оберегает церковную жизнь от повреждений. Являясь прямыми преемниками апостолов, епископы могут совершать все таинства Церкви, однако их служение, в отличие от апостолов, ограничено пределами епархии или поместной Церкви.
Священниками именовались рукоположенные как помощники апостолов и епископов. Им доверялись все сферы пастырской деятельности, кроме таинства рукоположения др. членов общины. Термин «пресвитер» (πρεσβύτερος – старший, почтенный) равнозначен «священнику».
Первые диаконы (διάϰονος – слуга, служитель) рукополагались для помощи при совершении богослужений и таинств, а также для заботы о нуждающихся людях. Диаконы – помощники епископов и пресвитеров, участвуют в богослужении и таинствах, но сами их не совершают.
Трёхстепенная иерархия С. изначально рассматривалась Церковью как необходимое условие духовной жизни. Так, сщмч. Игнатий Антиохийский учил: «Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству как апостолам Иисуса Христа, надежде нашей... и диаконам, служителям таинств Иисуса Христа» (Послание к Траллийцам, гл. 2).
В Церкви отношения между пастырями и верующими отличаются от отношений между жречеством и людьми в Ветхом Завете и в языч. религиях. Жрецы приводили людей к себе, выступая посредниками, которые осуществляют связь людей с трансцендентным миром через совершение культовых действий. В Церкви священнослужители призваны привести людей к личной встрече с Богом и содействовать их духовному преображению.
Для протестантов С. не имеет сакрального значения – это должность, на которую избирают членов общины для поддержания порядка и организации жизни верующих. В протестантизме также различаются (хотя и не принципиально) должности епископа, пастора и пресвитера. Во многих случаях обязанности пресвитера и пастора совпадают, а епископ является предстоятелем над несколькими приходами, возглавляя региональное объединение верующих.