Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СВЯЩЕ́НСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 583

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Прот. Вадим (Леонов)

СВЯЩЕ́НСТВО, в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции груп­па из­бран­ных лиц, по­лу­чив­ших сверхъ­ес­те­ст­вен­ные да­ры для пас­тыр­ско­го слу­же­ния в Церк­ви и имею­щих пра­во со­вер­шать та­ин­ст­ва и об­ря­ды.

Свое­об­раз­ное по­ло­же­ние С. в пра­во­слав­ной и ка­то­лич. Церк­вах ос­но­ва­но на из­бра­нии Ии­су­сом Хри­стом из чис­ла Сво­их сто­рон­ни­ков осо­бо­го кру­га уче­ни­ков – 12 апо­сто­лов и на­де­ле­нии их сверхъ­ес­теств. да­ра­ми: про­щать гре­хи, ис­це­лять, про­све­щать, со­вер­шать та­ин­ст­ва и др. При­над­леж­ность это­му кру­гу оп­ре­де­ле­на не че­ло­ве­че­ски­ми же­ла­ния­ми, а при­зва­ни­ем от Бо­га [«Не вы Ме­ня из­бра­ли, а Я вас из­брал и по­ста­вил вас» (Ин. 15:16)]. Идея из­бран­ни­че­ст­ва свы­ше по­лу­чи­ла своё раз­ви­тие в по­сла­ни­ях ап. Пав­ла: «Ни­кто сам со­бою не при­ем­лет этой чес­ти, но при­зы­вае­мый Бо­гом, как и Аа­рон» (Евр. 5:4); «Он по­ста­вил од­них Апо­сто­ла­ми... иных пас­ты­ря­ми и учи­те­ля­ми, к со­вер­ше­нию свя­тых, на де­ло слу­же­ния…» (Еф. 4:11–12).

Для по­лу­че­ния да­ра С. не­об­хо­ди­мо воз­дей­ст­вие Св. Ду­ха. Так, при по­став­ле­нии уче­ни­ков на слу­же­ние Ии­сус Хри­стос «ду­нул, и го­во­рит им: при­ми­те Ду­ха Свя­то­го. Ко­му про­сти­те гре­хи, то­му про­стят­ся; на ком ос­та­ви­те, на том ос­та­нут­ся» (Ин. 20:22–23). Апо­сто­лы осо­зна­ва­ли се­бя но­си­те­ля­ми Бо­же­ст­вен­ной си­лы и вла­сти: ре­ше­ния 1-го апо­столь­ско­го со­бо­ра в Ие­ру­са­ли­ме (ок. 50), сфор­му­ли­ро­вав­ше­го обя­за­тель­ные для хри­сти­ан за­по­ве­ди, пред­ва­ря­ют­ся сло­ва­ми: «Угод­но Свя­то­му Ду­ху и нам» (Де­ян. 15:28).

Пред­на­зна­че­ние свя­щен­но­го пас­тыр­ско­го слу­же­ния вы­ра­же­но в за­по­ве­ди Ии­су­са Хри­ста: «Иди­те, нау­чи­те все на­ро­ды, кре­стя их во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, уча их со­блю­дать все, что Я по­ве­лел вам» (Мф. 28:19–20), вклю­ча­ет в се­бя 3 ас­пек­та: учи­тель­ст­во («нау­чи­те»), свя­щен­но­дей­ст­вие («кре­стя») и управ­ле­ние («уча их со­блю­дать»).

Дар С. пе­ре­да­ёт­ся в Церк­ви че­рез осо­бое та­ин­ст­во ру­ко­по­ло­же­ния. По при­об­щён­но­сти к пол­но­те да­ров С. все свя­щен­но­слу­жи­те­ли де­лят­ся на 3 сте­пе­ни (в по­ряд­ке убы­ва­ния): епи­ско­пы, свя­щен­ни­ки (пре­сви­те­ры) и диа­ко­ны.

Епи­скоп (ἐπσϰοπος – блю­сти­тель) – тот, кто за­бо­тит­ся и не­сёт пол­но­ту от­вет­ст­вен­но­сти за ду­хов­ную жизнь па­ст­вы, кто обе­ре­га­ет цер­ков­ную жизнь от по­вре­ж­де­ний. Яв­ля­ясь пря­мы­ми преем­ни­ка­ми апо­сто­лов, епи­ско­пы мо­гут со­вер­шать все та­ин­ст­ва Церк­ви, од­на­ко их слу­же­ние, в от­ли­чие от апо­сто­лов, ог­ра­ни­че­но пре­де­ла­ми епар­хии или по­ме­ст­ной Церк­ви.

Свя­щен­ни­ка­ми име­но­ва­лись ру­ко­по­ло­жен­ные как по­мощ­ни­ки апо­сто­лов и епи­ско­пов. Им до­ве­ря­лись все сфе­ры пас­тыр­ской дея­тель­но­сти, кро­ме та­ин­ст­ва ру­ко­по­ло­же­ния др. чле­нов об­щи­ны. Тер­мин «пре­сви­тер» (πρεσβύτερος – стар­ший, поч­тен­ный) рав­но­зна­чен «свя­щен­ни­ку».

Пер­вые диа­ко­ны (διϰονος – слу­га, слу­жи­тель) ру­ко­по­ла­га­лись для по­мо­щи при со­вер­ше­нии бо­го­слу­же­ний и та­инств, а так­же для за­бо­ты о ну­ж­даю­щих­ся лю­дях. Диа­ко­ны – по­мощ­ни­ки епи­ско­пов и пре­сви­те­ров, уча­ст­ву­ют в бо­го­слу­же­нии и та­ин­ст­вах, но са­ми их не со­вер­ша­ют.

Трёх­сте­пен­ная ие­рар­хия С. из­на­чаль­но рас­смат­ри­ва­лась Цер­ко­вью как не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие ду­хов­ной жиз­ни. Так, сщмч. Иг­на­тий Ан­ти­охий­ский учил: «Не­об­хо­ди­мо, как вы и по­сту­пае­те, ни­че­го не де­лать без епи­ско­па. По­ви­нуй­тесь так­же и пре­сви­тер­ст­ву как апо­сто­лам Ии­су­са Хри­ста, на­де­ж­де на­шей... и диа­ко­нам, слу­жи­те­лям та­инств Ии­су­са Хри­ста» (По­сла­ние к Трал­лий­цам, гл. 2).

В Церк­ви от­но­ше­ния ме­ж­ду пас­ты­ря­ми и ве­рую­щи­ми от­ли­ча­ют­ся от от­но­ше­ний ме­ж­ду жре­че­ст­вом и людь­ми в Вет­хом За­ве­те и в языч. ре­ли­ги­ях. Жре­цы при­во­ди­ли лю­дей к се­бе, вы­сту­пая по­сред­ни­ка­ми, ко­то­рые осу­ще­ст­в­ля­ют связь лю­дей с транс­цен­дент­ным ми­ром че­рез со­вер­ше­ние куль­то­вых дей­ст­вий. В Церк­ви свя­щен­но­слу­жи­те­ли при­зва­ны при­вес­ти лю­дей к лич­ной встре­че с Бо­гом и со­дей­ст­во­вать их ду­хов­но­му пре­об­ра­же­нию.

Для про­тес­тан­тов С. не име­ет са­краль­но­го зна­че­ния – это долж­ность, на ко­то­рую из­би­ра­ют чле­нов об­щи­ны для под­дер­жа­ния по­ряд­ка и ор­га­ни­за­ции жиз­ни ве­рую­щих. В про­тес­тан­тиз­ме так­же раз­ли­ча­ют­ся (хо­тя и не прин­ци­пи­аль­но) долж­но­сти епи­ско­па, пас­то­ра и пре­сви­те­ра. Во мно­гих слу­ча­ях обя­зан­но­сти пре­сви­те­ра и пас­то­ра сов­па­да­ют, а епи­скоп яв­ля­ет­ся пред­стоя­те­лем над не­сколь­ки­ми при­хо­да­ми, воз­глав­ляя ре­гио­наль­ное объ­е­ди­не­ние ве­рую­щих.

Вернуться к началу