ИППОЛИ́Т РИ́МСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИППОЛИ́Т РИ́МСКИЙ (Hippolytus) (ок. 170 – ок. 235), богослов, христианский святой.
О жизни И. Р. сохранились лишь отрывочные сведения. Родился, вероятно, в Малой Азии; там же изучал богословие, экзегезу, ораторское иск-во. Поздние источники (патриарх Фотий) называют И. Р. учеником Иринея Лионского. В понтификат папы Зефирина (198–217 или 218) прибыл в Рим, тогда же был поставлен пресвитером; ок. 212 проповеди И. Р. слушал побывавший в Риме Ориген. Приобрёл широкую известность как знаток греч. филос. наследия (прежде всего – сочинений Гераклита), а также как строгий ревнитель ортодоксии и внутрицерковной дисциплины. В полемике с ересью монархиан, стремясь подчеркнуть различие Отца и Сына в Св. Троице, И. Р. склонялся к очевидному субординационизму (что в дальнейшем позволило папе Калликсту обвинить его в двоебожии). После избрания Калликста главой рим. Церкви (218) полностью порвал с ней общение и был избран епископом греч. меньшинством своих сторонников. Критиковал позицию Калликста в вопросе о внутрицерковной дисциплине, обвиняя его в чрезмерной снисходительности к кающимся грешникам, объясняющейся личной небезупречностью, подчёркивал приверженность Калликста савеллианству. Как первый в истории Церкви антипапа (217–235), И. Р. противостоял законно избранным преемникам папы Калликста – Урбану I (222–230) и Понциану (230–235). Как и папа Понциан, ок. 235 по приказу имп. Максимина был выслан из Рима на о. Сардиния для работы в рудниках. Согласно традиции, на Сардинии состоялось примирение И. Р. и Понциана, после чего И. Р. добровольно отказался от епископского сана, убеждая своих сторонников войти в лоно рим. Церкви. Скончался на Сардинии, в 236 или 237 перезахоронен в рим. предместье Агер-Веранус на Виа-Тибуртина.
Античные и раннесредневековые источники (напр., Евсевий Кесарийский, «Церковная История», VI, 22; Иероним Блаженный, «О знаменитых мужах», 61) называют И. Р. автором значит. числа широко известных полемич., апологетич., экзегетич., догматич. и даже канонич. сочинений. Большинство экзегетич. сочинений И. Р., среди которых – «Толкование на Шестоднев», «О том, что было после Шестоднева», или «На Бытие», «Толкование на Кн. Судей», «Толкование на Кн. Руфь», «Толкование Песни Песней», толкования на пророков и др., сохранилось лишь во фрагментах, эксцерптах или упоминаниях др. авторов, в позднейших переводах; о некоторых сочинениях известно только по названию. К экзегетич. сочинениям И. Р. примыкает также его догматико-экзегетич. соч. «О Христе и антихристе» в 67 главах. Экзегеза И. Р. демонстрирует тесную связь с традицией александрийской школы, поскольку немаловажное значение в экзегезе И. Р. имеют принципы иносказательного толкования. Наиболее значимое полемич. сочинение И. Р. – «Обличение всех ересей» (в 10 книгах; сохр. книги 1, 4–10), из которого длительное время была известна лишь собственно 1-я кн. – «Философумены», нередко приписывавшаяся Оригену. Сочинение является важным источником по истории ранней Церкви, особенно за счёт подробного, нередко дословного изложения ключевых аспектов еретич. учений (монархиан, савеллиан, ноэциан, елкезаитов и др.), а также представляет интерес благодаря эксцерптам из античного греч. филос. наследия. Как полемические характеризуются также сочинения: «Краткое опровержение ересей» (не сохр.), «Гомилии на ересь Ноэта» (сохр. 18 глав), «Главы против Гайя» (фрагменты в сир. переводе), «К Маркиону», «Против магов» (не сохр.). К апологетич. сочинениям И. Р. относятся: «К эллинам и Платону о сущности всего», «Доказательство к иудеям» (известны во фрагментах).
День памяти в Рус. православной церкви – 30 янв. (12 февр.); в Римско-католич. церкви – 13 августа.