Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САВЕЛЛИА́НСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 187

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




САВЕЛЛИА́НСТВО (са­ве­ли­ан­ст­во), ере­тич. те­че­ние в хри­сти­ан­ст­ве, на­зван­ное по име­ни бо­го­сло­ва Са­вел­лия (сер. 3 в.), ко­то­рый рас­смат­ри­вал ипо­ста­си Трои­цы как раз­лич­ные про­яв­ле­ния, или «мо­ду­сы», Бо­га (см. так­же Мо­да­лизм, Мо­нар­хи­ан­ст­во, Пат­ри­пас­си­ан­ст­во). Со­глас­но уче­нию Са­вел­лия, Бог, аб­со­лют­но еди­ный в сво­ей сущ­но­сти, яв­ля­ет­ся в трёх разл. ви­дах – Отец в ми­ро­зда­нии, Сын в ис­ку­п­ле­нии, Св. Дух в ос­вя­ще­нии. В Вет­хом За­ве­те Бог пред­ста­ёт как даю­щий лю­дям за­ко­ны Отец, в Но­вом За­ве­те – спа­саю­щий лю­дей Сын, впо­след­ст­вии – ос­вя­щаю­щий че­ло­ве­ка Дух. Ко­гда в ми­ре от­кры­вал­ся Отец, Сы­на ещё не су­ще­ст­во­ва­ло, ко­гда стал от­кры­вать­ся Сын, Отец уже пе­ре­стал су­ще­ст­во­вать, к мо­мен­ту от­кры­тия Св. Ду­ха пе­ре­стал су­ще­ст­во­вать Сын. С. вы­зва­ло не­га­тив­ную ре­ак­цию со сто­ро­ны мн. хри­сти­ан­ских дея­те­лей, сре­ди ко­то­рых наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ным был Дио­ни­сий Алек­сан­д­рий­ский. Алек­сан­д­рий­ский (261) и Рим­ский (262) со­бо­ры осу­ди­ли С. По­пыт­ки епи­ско­па Ан­кир­ско­го Мар­кел­ла (ум. 375) в 1-й пол. 4 в. вос­ста­но­вить и под­дер­жать С. в не­сколь­ко из­ме­нён­ном ви­де окон­чи­лись не­уда­чей и бы­ли осу­ж­де­ны II Все­лен­ским со­бо­ром (см. Все­лен­ские со­бо­ры). В 16 в. идеи С. раз­ви­вал М. Сер­вет, в 18 в. – Э. Све­ден­борг.

Вернуться к началу