КИПРИА́Н КАРФАГЕ́НСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИПРИА́Н КАРФАГЕ́НСКИЙ, Фасций Цецилий Киприан (Thascius Caecilius Cyprianus) (ок. 200–210, вероятно, Карфаген, Сев. Африка – 14.9.258, там же), священномученик, епископ Карфагена, отец Церкви.
Из богатой и знатной языческой семьи; получив классическое образование, преподавал в Карфагене риторику, стал знаменитым оратором. После обращения в христианство и крещения в 246 раздал своё имущество бедным и принял обет целомудрия. В 247 рукоположен в пресвитеры. Благочестие, высокие нравственные требования к себе и окружающим, ревностное изучение Священного Писания снискали К. К. уважение среди карфагенских христиан, и в кон. 248 или в нач. 249 он был рукоположен в епископы Карфагена. В 250 во время гонений на христиан при имп. Деции К. К. скрылся от преследования властей, но продолжал руководить карфагенской Церковью. Удаление епископа вызвало недовольство у части клира, в результате чего произошёл раскол, который возглавили пресвитер Новат и мирянин Фелициссим, которого Новат самовольно поставил диаконом. После прекращения гонений весной 251 К. К., вернувшись в Карфаген, отлучил от Церкви Фелициссима и его сторонников (Новат к тому времени перебрался в Рим). Карфагенский церковный собор 251 подтвердил правильность действий К. К. и одобрил отлучение раскольников. Собор постановил также, что отпавшие от христианства во время гонений (lapsi) не должны быть лишены возможности покаяния и примирения с Церковью; были установлены правила приёма падших. Ввиду новых гонений в 252 К. К. созвал в Карфагене собор, постановивший принять в лоно Церкви всех отпавших. Во время разразившейся в Карфагене эпидемии чумы, которая послужила язычникам поводом для обвинений христиан и новых гонений на них, К. К. побуждал единоверцев помогать больным и семьям умерших, что значительно смягчило отношение языческого населения к христианам. В 255–256 в Карфагене под председательством К. К. прошёл ряд церковных соборов по вопросу о перекрещивании еретиков, возвращающихся в лоно Церкви. По этому поводу К. К. вступил в спор с еп. Римским Стефаном I, считавшим, что принимать еретиков следует не через перекрещивание, а через возложение рук. 30.8.257 во время новых гонений на христиан, начатых имп. Валерианом, К. К. арестован, допрошен и отправлен в ссылку в г. Кирубис. В авг. 258 он был возвращён в Карфаген и заключён под домашний арест. После решительного отказа принести жертвы языческим богам К. К. был публично обезглавлен, став первым афр. епископом-мучеником, почитание которого распространилось по всему христианскому миру.
Богословско-лит. творчество К. К. непосредственно связано с его церковной деятельностью. Будучи пастырем, он обращался более к практич. духовному руководству, нежели к умозрительному богословию: все его сочинения написаны по особым поводам и служили практич. интересам. К. К. принадлежат 13 трактатов, главные из которых – «Три книги свидетельств против иудеев», «О падших», «О единстве Церкви», «О молитве Господней», «О ревности и зависти». Кроме того, сохранилось ценное собрание из 65 писем К. К., посвящённых разл. богословским и церковно-дисциплинарным вопросам. В период поздней античности и в средние века К. К. был на Западе одним из гл. церковных авторитетов.
День памяти К. К. по календарю Рус. православной церкви – 31 авг. (13 сент.), по календарю Римско-католич. церкви – 14 и 16 сентября. Сохранилось древнее Житие К. К., написанное его другом и сподвижником диаконом Понтием.