А́НГЕЛ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́НГЕЛ (евр. mal’a̅k̲, греч. ἄγγελος – посланник, вестник), в авраамических религиях (иудаизме, христианстве, исламе) бесплотное существо, сотворённое Богом для разл. служений. Согласно библейской и коранической традициям, часть А., исполняющих своё назначение, служит единому Богу, другие, отпавшие от Его воли, стали Его врагами – бесами (см. также Дьявол). В основе истории об отпадении А. лежит библейское повествование о смешении Сынов Божиих (в Септуагинте – А.) с дочерьми человеческими (Быт. 6:1–12). Посреднич. роль А. между «горним» и «дольним» мирами, между Богом и людьми символически описана в сне Иакова, видевшего лестницу, по которой сходят и восходят А., в то время как наверху стоит Бог (Быт. 28:12–13). В христианстве догмат о Боговоплощении существенно ограничивает посреднич. роль А. Они удостаиваются почитания как силы Господни, служащие Богу, а ап. Павел подчёркивает существенное различие между посланничеством Христа как вочеловечившегося Бога и А. (Евр. 1–2).
Во всех трёх монотеистич. религиях А. получают своё бытие от Бога. Бесконечное множество А. (Дан. 7:10 – «тысячи тысяч») оттеняет трансцендентное единство Бога. Со времён позднебиблейского иудаизма спорили только о времени сотворения ангельского мира. Авторитеты Талмуда указывали на 2-й день творения, ветхозаветный апокриф «Книга Юбилеев» – на 1-й день, ряд христианских авторов, таких, как Иероним Блаженный, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов и др., считали, что А. сотворены до создания вещественного мира, ссылаясь на стих «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), где под «небом» понимался ангельский мир.
В Ветхом Завете А. могут свидетельствовать о грядущей каре, предостерегая праведного (Быт. 19:1–23), явиться человеку во сне для провозглашения воли Божией и определения его дальнейшей судьбы (Быт. 31:11–13). А. часто предстают как защитники избранного народа (Исх. 14:19–20). А., называемый «Ангелом Господним» (или «Ангелом Яхве»), является одной из библейских форм теофании (Быт. 16:7–13, 19:18, 22:11–17; Чис. 22:22; Суд. 6:11–14; 4 Цар. 1:3–4 и др.), подчёркивающей незримость Яхве.
Вероятно, к эпохе перс. владычества относится появление традиции личных имён А., таких, как Михаил, Гавриил, Рафаил (Дан. 8:16, 9:21, 10:13; Тов. 5:4), и их иерархии. Часто А. упоминаются в ветхозаветных апокрифах (напр., в Книге Еноха), рассказывающих об устройстве небесного мира.
В новозаветной традиции А. возвещают Захарии о рождении Иоанна Крестителя, Марии, Иосифу и пастухам – о рождении Спасителя, служат Иисусу Христу во время пребывания в пустыне, укрепляют Его в Гефсиманском саду, возвещают о Его Воскресении. Одновременно новозаветная традиция способствовала формированию христианского учения об «ангелах-хранителях», сопровождающих человека на всех путях жизни. Так, А. радуются спасению людей и служат тем, кто призван наследовать благодать. А. освобождают ап. Петра и др. апостолов из заключения (Деян. 5:19, 12:7), подготавливают язычников к принятию вести о Христе (Деян. 10:3, 10:7, 10:22), после смерти праведника А. относят его к лону Авраамову, в место покоя (Лк. 16:22), и присутствуют у его гроба (Ин. 20:12; Иуд. 9). В Откровении Иоанна Богослова А. появляются для исполнения Божьего суда и для прославления Бога. В Откровении названы А. также вестники и слуги сатанинских сил, противящихся Богу (Откр. 12:7).
Для христианской традиции важна непричастность А. плотским страстям, их непорочность (Мф. 22:30). Монашество, возникшее в 3–4 вв., стало восприниматься в христианской традиции как ангельский чин. В житиях и гимнах аскетов нередко именуют «земными А.». Пахомий Великий в 4 в. ввёл для монахов единообразную одежду, заимствованную из видения явившегося ему А.
В соч. «О небесной иерархии» Дионисий Ареопагит (кон. 5 – нач. 6 вв.), основываясь на упоминании имён А. в библейских текстах, апокрифах, святоотеческой традиции (Тертуллиан, святители Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский), а также на переосмысленной неопифагорейской и неоплатонической мистике чисел, дал описание ангельской иерархии, ставшей в христианстве общепринятой. 9 чинов иерархии А. образуют три триады, перечисляемые (сверху вниз) в таком порядке: первая триада (А., наиболее близкие к Богу) – серафимы, херувимы, престолы; вторая триада (особенно полно отражающая принцип божественного мировладычества) – господства, силы, власти; третья триада (А., непосредственно близкие к миру и человеку) – начала, архангелы, ангелы (в строгом смысле слова). Ангельская «девятерица» – «триада триад», с одной стороны, символизирует совершенный порядок и гармонию ангельского мира, с другой – олицетворяет совершенный принцип триединства, триады.
На Руси особым почитанием пользовался архангел Михаил, о чём свидетельствует множество церквей, посвящённых ему. Он покровитель древнего Киева, его изображение встречается на воен. доспехах, знамёнах, монетах и княжеских гербах Рюриковичей. На шлеме вел. кн. Ярослава Всеволодовича (13 в.) с изображением архангела Михаила было начертано: «Великий Архистратиг Архангеле Михаиле, помози рабу твоему». Царь Иван IV Васильевич в переписке с кн. Андреем Курбским пишет, что образ Михаила Архангела на знамёнах – «лучший знак победы над неверными». В Рус. православной церкви 8(21) ноября отмечается праздник Архангела Михаила и собора всех бесплотных сил, т. е. ангелов.
Иконография
В раннехристианском иск-ве А. чаще изображались в виде юношей в туниках и паллиумах (плащах) (росписи катакомб Присциллы в Риме, сер. 3 в.), иногда в облике бородатых мужей или нагими. С 5 в. под влиянием античных образов крылатых гениев, эротов и т. п. А. обычно представляют с крыльями. С 7 в. известны изображения А. в придворных визант. одеяниях – в далматиках и лорах, с диадимами (повязками) на головах, со знамёнами (ц. Успения Богоматери в Никее). Концы головных повязок А. в рус. иконописи носят назв. тороков или слухов (согласно традиции, посредством их А. слышат Божественные повеления). С 11 в. в разл. сценах, связанных с литургией («Евхаристия», «Служба св. отцов», «Небесная литургия», «Великий вход»), появляются А. в диаконских одеждах, с чашами, рипидами, кадилами и пр. В 13–14 вв. распространились изображения А. в латах (в первую очередь – архангела Михаила) и в монашеских одеяниях (явление А. прп. Пахомию Великому). Атрибутами А. являются сферы-зерцала и посохи (жезлы, мерила), в позднем Средневековье – скипетры, в некоторых сюжетах – свечи, светильники, орудия Страстей Христовых. В зап.-европ. иск-ве в это же время появились изображения А. поющих, танцующих или музицирующих; их одеяния нередко соответствуют распространённому покрою одежд своего времени. В иск-ве Возрождения А. обычно имеют женственный облик (влияние легенды об андрогине) или изображаются как античные эроты (амуры), в некоторых сценах – нагими.
А. часто предстоят Христу и Богородице. Как защитники Церкви Христовой, они изображаются в скульптуре порталов зап.-европ. соборов и на фресках у входных проёмов в православных храмах. А. присутствуют во мн. новозаветных сценах («Благовещение», «Рождество Христово», «Богоявление», «Распятие», «Явление ангелов жёнам-мироносицам»), в разл. ветхозаветных циклах, в изображениях «Успения Богородицы» и «Страшного суда», в иллюстрациях к Откровению Иоанна Богослова, в эпизодах из житий святых и в ряде богородичных икон и сюжетов («О Тебе радуется», «Собор Богоматери», «Коронование Богоматери», «Богоматерь Всех скорбящих Радость» и др.). В ангельском облике изображаются Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в иконографии Св. Троицы («Гостеприимство Авраама»), а также Христос как София Премудрость Божия, Христос – Ангел Великого Совета и Ангел Благое Молчание. В итал. и франц. иск-ве с 14 в. распространилась иконография «Оплакивания Христа» («Пьетá») с двумя ангелами, поддерживающими Его тело. В 16 в. в католич. иск-ве развивался культ А.-хранителя, его изображение включалось в эпитафиальные композиции. На рубеже 16–17 вв. образ А.-хранителя появился в рус. иконописи.
Изображение 9 чинов ангельской иерархии известно в Византии с 12 в., в Зап. Европе с 14 в., в России с 16 в. Иногда А. всех чинов предстают в юношеском облике, в одеждах, соответствующих видам их служения. Два первых ангельских чина (серафимы и херувимы) не имели выраженных иконографич. различий и могли изображаться в виде человеческих ликов с 4 или 6 крыльями, красного или синего цвета, иногда со множеством очей. Резные херувимы венчали собой рус. иконостасы 16 в. Третий чин А. (престолы) имел вид крылатых многоочитых колёс, он встречается почти исключительно в центр. иконе деисусного ряда рус. иконостасов 15–16 вв. – «Спас в силах». В виде огненного колеса мог также изображаться херувим – страж рая.
Иконография архангелов мало отличается от иконографии А. в целом. После установления в 9 в. праздника Собора архангелов в визант. иск-ве возник одноим. иконографич. тип (либо «Собор ангелов») – А., держащие круглую славу-мандорлу с образом Христа Эммануила. Этот тип существует в разл. вариантах: «Собор бесплотных сил» (с архангелами Михаилом и Гавриилом, серафимами и херувимами), «Собор семи великих архангелов» и др. Великие (верховные) архангелы имеют свои отличия и атрибуты: Михаил изображается в латах, с мечом или копьём, иногда с хоругвью, с пальмовой ветвью, часто – попирающим дьявола; Гавриил – с лилией или горящим фонарём со свечой (символ непорочности Девы Марии); Рафаил – с алавастром или ларчиком для лекарств; Уриил – с пламенем; Салафиил – в молитвенной позе; Иегудиил – с венцом и бичом; Варахиил – с цветами (розами) или виноградной гроздью (символы рая).