Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́НГЕЛ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 678

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Молодов, А. Б. Сомов, Г. Г. Ястребов; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)
Архангел Михаил из деисусного чина.2-я пол. 14 в. Новгородская школа. Третьяковская галерея (Москва).

А́НГЕЛ (евр. mal’a̅k̲, греч. ἄγγελος – по­слан­ник, вест­ник), в ав­раа­ми­че­ских ре­ли­ги­ях (иу­да­из­ме, хри­сти­ан­стве, ис­ла­ме) бес­плот­ное су­ще­ст­во, со­тво­рён­ное Бо­гом для разл. слу­же­ний. Со­глас­но биб­лей­ской и ко­ра­ни­че­ской тра­ди­ци­ям, часть А., ис­пол­няю­щих своё на­зна­че­ние, слу­жит еди­но­му Бо­гу, дру­гие, от­пав­шие от Его во­ли, ста­ли Его вра­га­ми – бе­са­ми (см. так­же Дья­вол). В ос­но­ве ис­то­рии об от­па­де­нии А. ле­жит биб­лей­ское по­ве­ст­во­ва­ние о сме­ше­нии Сы­нов Бо­жи­их (в Септуагинте – А.) с до­черь­ми че­ло­ве­че­ски­ми (Быт. 6:1–12). По­сред­нич. роль А. ме­ж­ду «гор­ним» и «доль­ним» ми­ра­ми, ме­ж­ду Бо­гом и людь­ми сим­во­ли­че­ски опи­са­на в сне Иа­ко­ва, ви­дев­ше­го ле­ст­ни­цу, по ко­то­рой схо­дят и вос­хо­дят А., в то вре­мя как на­вер­ху сто­ит Бог (Быт. 28:12–13). В хри­сти­ан­ст­ве дог­мат о Бо­го­во­пло­ще­нии су­ще­ст­вен­но ог­ра­ни­чи­ва­ет по­сред­нич. роль А. Они удо­стаи­ва­ют­ся по­чи­та­ния как си­лы Гос­под­ни, слу­жа­щие Бо­гу, а ап. Па­вел под­чёр­ки­ва­ет су­ще­ст­вен­ное раз­ли­чие ме­ж­ду по­слан­ни­че­ст­вом Хри­ста как во­че­ло­ве­чив­ше­го­ся Бо­га и А. (Евр. 1–2).

Во всех трёх мо­но­теи­стич. ре­ли­ги­ях А. по­лу­ча­ют своё бы­тие от Бо­га. Бес­конеч­ное мно­же­ст­во А. (Дан. 7:10 – «ты­ся­чи ты­сяч») от­те­ня­ет транс­цен­дент­ное един­ст­во Бо­га. Со вре­мён позд­не­биб­лей­ско­го иу­да­из­ма спо­ри­ли толь­ко о вре­ме­ни со­тво­ре­ния ан­гель­ско­го ми­ра. Ав­то­ри­те­ты Тал­му­да ука­зы­ва­ли на 2-й день тво­ре­ния, вет­хо­за­вет­ный апо­криф «Кни­га Юби­ле­ев» – на 1-й день, ряд хри­сти­ан­ских ав­то­ров, та­ких, как Ие­ро­ним Бла­жен­ный, Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский, Гри­го­рий Бо­го­слов и др., счи­та­ли, что А. со­тво­ре­ны до соз­да­ния ве­ще­ст­вен­но­го ми­ра, ссы­ла­ясь на стих «В на­ча­ле со­тво­рил Бог не­бо и зем­лю» (Быт. 1:1), где под «не­бом» по­ни­мал­ся ан­гель­ский мир.

В Вет­хом За­ве­те А. мо­гут сви­де­тель­ст­во­вать о гря­ду­щей ка­ре, пре­дос­те­ре­гая пра­вед­но­го (Быт. 19:1–23), явить­ся че­ло­ве­ку во сне для про­воз­гла­ше­ния во­ли Бо­жи­ей и оп­ре­де­ле­ния его даль­ней­шей судь­бы (Быт. 31:11–13). А. час­то пред­ста­ют как за­щит­ни­ки из­бран­ного на­ро­да (Исх. 14:19–20). А., на­зы­ва­е­мый «Ан­ге­лом Гос­под­ним» (или «Ан­ге­лом Ях­ве»), яв­ля­ет­ся од­ной из биб­лей­ских форм тео­фа­нии (Быт. 16:7–13, 19:18, 22:11–17; Чис. 22:22; Суд. 6:11–14; 4 Цар. 1:3–4 и др.), под­чёр­ки­ва­ющей не­зри­мость Ях­ве.

Вероятно, к эпо­хе перс. вла­ды­че­ст­ва от­но­сит­ся по­яв­ле­ние тра­ди­ции лич­ных имён А., та­ких, как Ми­ха­ил, Гав­ри­ил, Ра­фа­ил (Дан. 8:16, 9:21, 10:13; Тов. 5:4), и их ие­рар­хии. Час­то А. упо­ми­на­ют­ся в вет­хо­за­вет­ных апок­ри­фах (напр., в Кни­ге Ено­ха), рас­ска­зы­ваю­щих об уст­рой­ст­ве не­бес­но­го ми­ра.

В но­во­за­вет­ной тра­ди­ции А. воз­ве­ща­ют За­ха­рии о ро­ж­де­нии Ио­ан­на Кре­сти­те­ля, Ма­рии, Ио­си­фу и пастухам – о ро­ж­де­нии Спа­си­те­ля, слу­жат Ии­су­су Хри­сту во вре­мя пре­бы­ва­ния в пус­ты­не, ук­ре­п­ля­ют Его в Геф­си­ман­ском са­ду, воз­ве­ща­ют о Его Вос­кре­се­нии. Од­но­вре­мен­но но­во­за­вет­ная тра­ди­ция спо­соб­ст­во­ва­ла фор­ми­ро­ва­нию хри­сти­ан­ско­го уче­ния об «ан­ге­лах-хра­ни­те­лях», со­про­во­ж­даю­щих че­ло­ве­ка на всех пу­тях жиз­ни. Так, А. ра­ду­ют­ся спа­се­нию лю­дей и слу­жат тем, кто при­зван на­сле­до­вать бла­го­дать. А. ос­во­бо­ж­да­ют ап. Пет­ра и др. апо­сто­лов из за­клю­че­ния (Деян. 5:19, 12:7), под­го­тав­ли­ва­ют языч­ни­ков к при­ня­тию вес­ти о Хри­сте (Де­ян. 10:3, 10:7, 10:22), по­сле смер­ти пра­вед­ни­ка А. от­но­сят его к ло­ну Ав­раа­мо­ву, в ме­сто по­коя (Лк. 16:22), и при­сут­ст­ву­ют у его гро­ба (Ин. 20:12; Иуд. 9). В От­кро­ве­нии Ио­ан­на Бо­го­сло­ва А. по­яв­ляют­ся для ис­пол­не­ния Божь­е­го су­да и для про­слав­ле­ния Бо­га. В От­кро­ве­нии на­зва­ны А. так­же вест­ни­ки и слу­ги са­та­нин­ских сил, про­ти­вя­щих­ся Бо­гу (Откр. 12:7).

Для хри­сти­ан­ской тра­ди­ции важ­на не­при­ча­ст­ность А. плот­ским стра­стям, их не­по­роч­ность (Мф. 22:30). Мо­на­ше­ст­во, воз­ник­шее в 3–4 вв., ста­ло вос­при­ни­мать­ся в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции как ан­гель­ский чин. В жи­ти­ях и гим­нах ас­ке­тов не­ред­ко име­ну­ют «зем­ны­ми А.». Па­хо­мий Ве­ли­кий в 4 в. ввёл для мо­на­хов еди­но­об­раз­ную оде­ж­ду, за­им­ст­во­ван­ную из ви­де­ния явив­ше­го­ся ему А.

В соч. «О не­бес­ной ие­рар­хии» Дио­ни­сий Аре­о­па­гит (кон. 5 – нач. 6 вв.), ос­но­вы­ва­ясь на упо­ми­на­нии имён А. в биб­лей­ских тек­стах, апок­ри­фах, свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции (Тер­тул­ли­ан, свя­ти­те­ли Гри­го­рий Бо­го­слов, Ки­рилл Иеру­са­лим­ский), а так­же на пе­ре­ос­мыс­лен­ной не­опи­фа­го­рей­ской и не­оп­ла­то­ни­че­ской мис­ти­ке чи­сел, дал опи­са­ние ан­гель­ской ие­рар­хии, став­шей в хри­сти­ан­ст­ве об­ще­при­ня­той. 9 чи­нов ие­рар­хии А. об­ра­зу­ют три триа­ды, пе­ре­чис­ляе­мые (свер­ху вниз) в та­ком по­ряд­ке: пер­вая триа­да (А., наи­бо­лее близ­кие к Бо­гу) – се­ра­фи­мы, хе­ру­ви­мы, пре­сто­лы; вто­рая триа­да (осо­бен­но пол­но от­ра­жаю­щая прин­цип бо­же­ст­вен­но­го ми­ро­вла­ды­че­ст­ва) – гос­под­ства, си­лы, вла­сти; тре­тья триа­да (А., не­по­сред­ст­вен­но близ­кие к ми­ру и че­ло­ве­ку) – на­ча­ла, ар­хан­ге­лы, ан­ге­лы (в стро­гом смыс­ле сло­ва). Ан­гель­ская «де­вя­те­ри­ца» – «триа­да три­ад», с од­ной сто­ро­ны, сим­во­ли­зи­ру­ет со­вер­шен­ный по­ря­док и гар­мо­нию ан­гель­ско­го ми­ра, с другой – оли­це­тво­ря­ет со­вер­шен­ный прин­цип трие­дин­ст­ва, триа­ды.

На Ру­си осо­бым по­чи­та­ни­ем поль­зовал­ся ар­хан­гел Ми­ха­ил, о чём сви­де­тель­ст­ву­ет мно­же­ст­во церк­вей, по­свя­щён­ных ему. Он по­кро­ви­тель древ­не­го Кие­ва, его изо­бра­же­ние встре­ча­ет­ся на во­ен. дос­пе­хах, зна­мё­нах, мо­не­тах и кня­же­ских гер­бах Рю­ри­ко­ви­чей. На шле­ме вел. кн. Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча (13 в.) с изо­бра­же­ни­ем ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла бы­ло на­чер­та­но: «Ве­ли­кий Ар­хи­стра­тиг Ар­хан­ге­ле Ми­хаи­ле, по­мо­зи ра­бу твое­му». Царь Иван IV Ва­силь­е­вич в пе­ре­пис­ке с кн. Ан­д­ре­ем Курб­ским пи­шет, что об­раз Ми­хаи­ла Ар­хан­ге­ла на знамёнах – «луч­ший знак по­бе­ды над не­вер­ны­ми». В Рус. пра­во­слав­ной церк­ви 8(21) но­яб­ря от­ме­ча­ет­ся празд­ник Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла и со­бо­ра всех бес­плот­ных сил, т. е. ан­ге­лов.

Иконография

Ангелы. Фрагмент росписи «Алтаря Страшного суда» работы Рогира ван дер Вейдена. 1446–48. Музей земли Рейнланд (Бонн).

В ран­не­хри­сти­ан­ском иск-ве А. ча­ще изо­бра­жа­лись в ви­де юно­шей в ту­ни­ках и пал­лиу­мах (пла­щах) (рос­пи­си ка­та­комб При­сцил­лы в Ри­ме, сер. 3 в.), ино­гда в об­ли­ке бо­ро­да­тых му­жей или на­ги­ми. С 5 в. под влия­ни­ем ан­тич­ных об­ра­зов кры­ла­тых ге­ни­ев, эро­тов и т. п. А. обыч­но пред­став­ля­ют с крыль­я­ми. С 7 в. из­вест­ны изо­бра­же­ния А. в при­двор­ных ви­зант. одея­ни­ях – в дал­ма­ти­ках и ло­рах, с диа­ди­ма­ми (по­вяз­ка­ми) на го­ло­вах, со зна­мё­на­ми (ц. Ус­пе­ния Бо­го­ма­те­ри в Ни­кее). Кон­цы го­лов­ных по­вя­зок А. в рус. ико­но­пи­си но­сят назв. то­ро­ков или слу­хов (со­глас­но тра­ди­ции, по­сред­ст­вом их А. слы­шат Бо­же­ст­вен­ные по­ве­ле­ния). С 11 в. в разл. сце­нах, свя­зан­ных с ли­тур­ги­ей («Ев­ха­ри­стия», «Служ­ба св. от­цов», «Не­бес­ная ли­тур­гия», «Ве­ли­кий вход»), по­яв­ля­ют­ся А. в диа­кон­ских оде­ж­дах, с ча­ша­ми, ри­пи­да­ми, ка­ди­ла­ми и пр. В 13–14 вв. рас­про­стра­ни­лись изо­бра­же­ния А. в ла­тах (в пер­вую оче­редь – ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла) и в мо­на­ше­ских одея­ни­ях (яв­ле­ние А. прп. Па­хо­мию Ве­ли­ко­му). Ат­ри­бу­та­ми А. яв­ля­ют­ся сфе­ры-зер­ца­ла и по­со­хи (жез­лы, ме­ри­ла), в позд­нем Сред­не­ве­ко­вье – ски­пет­ры, в не­ко­то­рых сю­же­тах – све­чи, све­тильни­ки, ору­дия Стра­стей Хри­сто­вых. В зап.-ев­роп. иск-ве в это же вре­мя по­яви­лись изо­бра­же­ния А. по­ющих, тан­цую­щих или му­зи­ци­рую­щих; их одея­ния не­ред­ко со­от­вет­ст­ву­ют рас­про­стра­нён­но­му по­крою одежд сво­его вре­ме­ни. В иск-ве Воз­ро­ж­де­ния А. обыч­но име­ют жен­ст­вен­ный об­лик (влия­ние ле­ген­ды об ан­д­ро­ги­не) или изо­бра­жа­ют­ся как ан­тич­ные эро­ты (аму­ры), в не­ко­то­рых сце­нах – на­ги­ми.

«Небесная иерархия». Фрагментмозаичнойкомпозиции купола Баптистерияво Флоренции.13 в.

А. час­то пред­сто­ят Хри­сту и Бо­го­ро­ди­це. Как за­щит­ни­ки Церк­ви Хри­сто­вой, они изо­бра­жа­ют­ся в скульп­ту­ре пор­та­лов зап.-ев­роп. со­бо­ров и на фре­сках у вход­ных про­ёмов в пра­во­слав­ных хра­мах. А. при­сут­ст­ву­ют во мн. но­во­за­вет­ных сце­нах («Бла­го­ве­ще­ние», «Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во», «Бо­го­яв­ле­ние», «Рас­пя­тие», «Яв­ле­ние ан­ге­лов жё­нам-ми­ро­но­си­цам»), в разл. вет­хо­за­вет­ных цик­лах, в изо­бра­же­ни­ях «Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы» и «Страш­но­го су­да», в ил­лю­ст­ра­ци­ях к От­кро­ве­нию Ио­ан­на Бо­го­сло­ва, в эпи­зо­дах из жи­тий свя­тых и в ря­де бо­го­ро­дич­ных икон и сю­же­тов («О Те­бе ра­ду­ет­ся», «Со­бор Бо­го­ма­те­ри», «Ко­ро­но­ва­ние Бо­го­ма­те­ри», «Бо­го­ма­терь Всех скор­бя­щих Ра­дость» и др.). В ан­гель­ском об­ли­ке изо­бра­жа­ют­ся Бог Отец, Бог Сын и Дух Свя­той в ико­но­гра­фии Св. Трои­цы («Гос­те­при­им­ст­во Ав­раа­ма»), а так­же Хри­стос как Со­фия Пре­муд­рость Бо­жия, Хри­стос – Ан­гел Ве­ли­ко­го Со­ве­та и Ан­гел Бла­гое Мол­ча­ние. В итал. и франц. иск-ве с 14 в. рас­про­стра­ни­лась ико­но­гра­фия «Оп­ла­ки­ва­ния Хри­ста» («Пьетá») с дву­мя ан­ге­ла­ми, под­дер­жи­ваю­щи­ми Его те­ло. В 16 в. в ка­то­лич. иск-ве раз­ви­вал­ся культ А.-хра­ни­те­ля, его изо­бра­же­ние вклю­ча­лось в эпи­та­фи­аль­ные ком­по­зи­ции. На ру­бе­же 16–17 вв. об­раз А.-хра­ни­те­ля по­явил­ся в рус. ико­но­пи­си.

Изо­бра­же­ние 9 чи­нов ан­гель­ской иерар­хии из­вест­но в Ви­зан­тии с 12 в., в Зап. Ев­ро­пе с 14 в., в Рос­сии с 16 в. Ино­гда А. всех чи­нов пред­ста­ют в юно­ше­ском об­ли­ке, в оде­ж­дах, со­от­вет­ст­вую­щих ви­дам их слу­же­ния. Два пер­вых ан­гель­ских чи­на (се­ра­фи­мы и хе­ру­ви­мы) не име­ли вы­ра­жен­ных ико­но­гра­фич. раз­ли­чий и мог­ли изо­бра­жать­ся в ви­де че­ло­ве­че­ских ли­ков с 4 или 6 крыль­я­ми, крас­но­го или си­не­го цве­та, ино­гда со мно­же­ст­вом очей. Рез­ные хе­ру­ви­мы вен­ча­ли со­бой рус. ико­но­ста­сы 16 в. Тре­тий чин А. (пре­сто­лы) имел вид кры­латых мно­го­очи­тых ко­лёс, он встре­ча­ет­ся поч­ти ис­клю­чи­тель­но в центр. иконе деи­сус­но­го ря­да рус. ико­но­ста­сов 15–16 вв. – «Спас в си­лах». В ви­де ог­нен­но­го ко­ле­са мог так­же изо­бра­жать­ся хе­ру­вим – страж рая.

Ико­но­гра­фия ар­хан­ге­лов ма­ло от­ли­ча­ет­ся от ико­но­гра­фии А. в це­лом. По­сле ус­та­нов­ле­ния в 9 в. празд­ни­ка Со­бо­ра ар­хан­ге­лов в ви­зант. иск-ве воз­ник од­но­им. ико­но­гра­фич. тип (ли­бо «Со­бор ан­ге­лов») – А., дер­жа­щие круг­лую сла­ву-ман­дор­лу с об­ра­зом Хри­ста Эм­ма­нуи­ла. Этот тип су­ще­ст­ву­ет в разл. ва­ри­ан­тах: «Со­бор бес­плот­ных сил» (с ар­хан­ге­ла­ми Ми­хаи­лом и Гав­рии­лом, се­ра­фи­ма­ми и хе­ру­ви­ма­ми), «Со­бор се­ми ве­ли­ких ар­хан­ге­лов» и др. Ве­ли­кие (вер­хов­ные) ар­хан­ге­лы име­ют свои от­ли­чия и ат­ри­бу­ты: Ми­ха­ил изо­бра­жа­ет­ся в ла­тах, с ме­чом или копь­ём, ино­гда с хо­руг­вью, с паль­мо­вой вет­вью, час­то – по­пи­раю­щим дья­во­ла; Гав­ри­ил – с ли­ли­ей или го­ря­щим фо­на­рём со све­чой (сим­вол не­по­роч­но­сти Де­вы Ма­рии); Ра­фа­ил – с ала­ва­ст­ром или лар­чи­ком для ле­карств; Ури­ил – с пла­ме­нем; Са­ла­фи­ил – в мо­лит­вен­ной по­зе; Ие­гу­ди­ил – с вен­цом и би­чом; Ва­ра­хи­ил – с цве­та­ми (ро­за­ми) или ви­но­град­ной гроз­дью (сим­во­лы рая).

Лит.: Гла­го­лев А. Вет­хо­за­вет­ное биб­лей­ское уче­ние об ан­ге­лах. К., 1900; Ho­phan O. Die Engels. Lu­zern, 1956; Bishop E. F. An­ge­lol­ogy in Ju­da­ism, Is­lam, and Chris­ti­an­ity // An­gli­can Theo­logi­cal Re­view. 1964. Vol. 46; Rus­sell DS. The method and mes­sage of Jew­ish apo­ca­lyp­tic: 200BC–AD100. L., 1964; Вздор­нов Г. И. Σύναξις τν ἀρχαγγέλων // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. М., 1971. Т. 32; Row­land C. The Open Heaven. L., 1982; Fos­sum JE. The name of God and the an­gel of the Lord. Tüb­in­gen, 1985; Bon­net J. Les anges dans le ju­da­isme et le chris­ti­an­isme. Roanne, 1993.

Вернуться к началу