АТРИБУ́Т
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АТРИБУ́Т (от лат. attribuo – придавать, наделять), в ср.-век. схоластике и метафизике – свойство, составляющее природу вещи, её неотъемлемый субстанциальный признак. В грамматике и логике – любой, в т. ч. и акцидентальный (см. Акциденция), признак вещи, придаваемый ей в высказывании. Если в последнем значении А. является синонимом предиката, то в первом – это всего лишь один из видов предикации, характеризующий вещь саму по себе, безотносительно к др. предметам. Термин «А.» происходит из языка лат. деловых и адм. документов. В риторике Цицерона он означал нечто присущее природе вещи в том или ином отношении. В лат. патристике и схоластике А. употребляется преим. в связи с учением о Боге: божественными А., или именами, называются свойственные Богу совершенства – всемогущество, всеведение, благость и т. д. Поскольку сущность Бога мыслится простой, её А. должны совпадать с ней самой и друг с другом (согласно Августину, в Боге не может быть различия между тем, что Он есть, и тем, чем Он обладает). В философии Нового времени А. понимается как неизменный и неотъемлемый признак субстанции (протяжённость для материальной субстанции, движение – для духовной у Р. Декарта), как её сущность в отличие от модуса как её состояния (Б. Спиноза). Для последующего употребления этого термина характерно различие между А. вещи и её сущностным определением.
В изобразит. искусстве – устойчивый отличит. признак к.-л. персонажа или предмета, знак его функции, сущности, занятия (сова Афины, молния Зевса). А. подразделяются на исторические, или легендарные (напр., кабан Адониса, башня св. Варвары), и символические (сердце – символ любви как А. св. Августина); общие для мн. персонажей (нимб христианских святых, пальма – символ мученичества) и индивидуальные (т. н. андреевский крест, в форме буквы «Х», у ап. Андрея Первозванного).