Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АТРИБУ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 482-483

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Месяц, В. Д. Синюков (в изобразит. искусстве)

АТРИБУ́Т (от лат. attribuo – при­да­вать, на­де­лять), в ср.-век. схо­ла­сти­ке и ме­та­фи­зи­ке – свой­ст­во, со­став­ляю­щее при­ро­ду ве­щи, её не­отъ­ем­ле­мый суб­стан­ци­аль­ный при­знак. В грам­ма­ти­ке и ло­ги­ке – лю­бой, в т. ч. и ак­ци­ден­таль­ный (см. Ак­ци­ден­ция), при­знак ве­щи, при­да­вае­мый ей в вы­ска­зы­ва­нии. Ес­ли в по­след­нем зна­че­нии А. яв­ля­ет­ся си­но­ни­мом пре­ди­ка­та, то в пер­вом – это все­го лишь один из ви­дов пре­ди­ка­ции, ха­рак­те­ри­зую­щий вещь са­му по се­бе, без­от­но­си­тель­но к др. пред­ме­там. Тер­мин «А.» про­ис­хо­дит из язы­ка лат. де­ло­вых и адм. до­ку­мен­тов. В ри­то­ри­ке Ци­це­ро­на он оз­на­чал не­что при­су­щее при­ро­де ве­щи в том или ином от­но­ше­нии. В лат. пат­ри­сти­ке и схо­ла­сти­ке А. упот­реб­ля­ет­ся пре­им. в свя­зи с уче­ни­ем о Бо­ге: бо­же­ст­вен­ны­ми А., или име­на­ми, на­зы­ва­ют­ся свой­ст­вен­ные Бо­гу со­вер­шен­ст­ва – все­мо­гу­ще­ст­во, все­ве­де­ние, бла­гость и т. д. По­сколь­ку сущ­ность Бо­га мыс­лит­ся про­стой, её А. долж­ны сов­па­дать с ней са­мой и друг с дру­гом (со­глас­но Ав­гу­сти­ну, в Бо­ге не мо­жет быть раз­ли­чия ме­ж­ду тем, что Он есть, и тем, чем Он об­ла­да­ет). В фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни А. по­ни­ма­ет­ся как не­из­мен­ный и не­отъ­ем­ле­мый при­знак суб­стан­ции (про­тя­жён­ность для ма­те­ри­аль­ной суб­стан­ции, дви­же­ние – для ду­хов­ной у Р. Де­кар­та), как её сущ­ность в от­ли­чие от мо­ду­са как её со­стоя­ния (Б. Спи­но­за). Для по­сле­дую­ще­го упот­реб­ле­ния это­го тер­ми­на ха­рак­тер­но раз­ли­чие ме­ж­ду А. ве­щи и её сущ­но­ст­ным оп­ре­де­ле­ни­ем.

В изо­бра­зит. ис­кус­ст­ве – ус­той­чи­вый от­ли­чит. при­знак к.-л. пер­со­на­жа или пред­ме­та, знак его функ­ции, сущ­но­сти, за­ня­тия (со­ва Афи­ны, мол­ния Зев­са). А. под­раз­де­ля­ют­ся на ис­то­ри­че­ские, или ле­ген­дар­ные (напр., ка­бан Адо­ни­са, баш­ня св. Вар­ва­ры), и сим­во­ли­че­ские (сер­д­це – сим­вол люб­ви как А. св. Авгу­сти­на); об­щие для мн. пер­со­на­жей (нимб хри­сти­ан­ских свя­тых, паль­ма – сим­вол му­че­ни­че­ст­ва) и ин­ди­ви­ду­аль­ные (т. н. ан­д­ре­ев­ский крест, в фор­ме бу­к­вы «Х», у ап. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го).

Вернуться к началу