ЭРО́Т
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭРО́Т, Эрос (῎Ερως, род. п. ῎Ερωτος), в греч. мифологии бог любви, божество любовного влечения. Согласно «Теогонии» Гесиода, Э. – божество космич. порядка, одна из первопотенций (вместе с Хаосом, Геей, Тартаром), организующей сущий мир. Рассуждения о происхождении и значении Э. встречаются в произведениях мн. античных авторов. Обычно Э. считался сыном Афродиты, хотя существовали и др. генеалогии (напр., у Платона Э. – сын Бедности и Богатства). Э. – непременный спутник своей матери. В литературе Э. изображался шаловливым, подчас капризным, «златокрылым» мальчиком (или юношей), который поражал своими стрелами людей и богов, внушая им любовную страсть. В своём произведении «Метаморфозы» Апулей поместил поэтич. сказку о множестве испытаний, которые пришлось преодолеть Психее, чтобы вновь обрести своего потерянного супруга Э. В эпоху Рим. империи получило распространение представление о существовании множества детей нимф, эротов, которые занимались делами людей, в то время как небесный Э. связан только с миром богов. Культ Э. был слабо распространён в Греции. В Феспиях (Беотия) почитали Э. в виде необработанного камня. В греч. иск-ве особенно славились изображения Э., созданные Праксителем (из мрамора) и Лисиппом (из бронзы). В рим. мифологии Э. соответствует Амур.
В иск-ве начиная с античности получило распространение два типа изображения Э. Первый – Э. в виде крылатого мальчика (часто с колчаном и луком и с завязанными глазами); таким он изображался в т. ч. вместе с Афродитой (Венерой) («Аллегория с Венерой и Купидоном» А. Бронзино, ок. 1545, Нац. галерея, Лондон, и др.), а также если изображались многочисл. Э. («Поклонение Венере» Тициана, 1518–19, Прадо, Мадрид, и др.). Второй – Э. в виде крылатого юноши: краснофигурный аск с изображением Эрота (3-я четв. 4 в. до н. э., ГМИИ) и др. Такой тип использовался гл. обр. в произведениях на сюжет мифа об Амуре и Психее, получивший широкое распространение в европ. иск-ве начиная с эпохи Возрождения: фрески Дж. Романо в зале Психеи на Вилле Те в Мантуе (1526–28), «Купидон и Психея» Дж. М. Креспи (1707–09, галерея Уффици, Флоренция), «Амур и Психея» А. Кановы (1794–99, мрамор, Эрмитаж, С.-Петербург) и мн. др.