Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИ́ЛО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 476

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Есипова
Металлическое било. Ксенофонтовский монастырь (Афон).

БИ́ЛО, удар­ный идио­фон, один из сиг­наль­ных ин­ст­ру­мен­тов. Пред­став­ля­ет со­бой де­рев. или ме­тал­лич. (ре­же ка­мен­ный) брус (или пла­сти­ну), по ко­то­ро­му уда­ря­ют ко­ло­туш­кой или мо­лотком. Рас­про­стра­не­но в об­ря­до­вой прак­ти­ке хри­сти­ан­ст­ва (с 5–6 вв.) и буд­диз­ма вад­жрая­ны (под санскр. назв. ган­ди). В вост.-хри­сти­ан­ском цер­ков­ном оби­хо­де Б. (так­же кле­па­ло) слу­жит для при­зы­ва к бо­го­слу­же­нию; из­вест­ны боль­шие де­рев. и ме­тал­лич. Б. (церк.-слав. назв. – тяж­кая; от­сю­да вы­ра­же­ние «уда­рить во вся тяж­кая»), под­ве­ши­вае­мые у хра­ма в биль­ни­це, и ма­лые де­рев. руч­ные. На Русь при­шло из Ви­зан­тии (пер­вые све­де­ния от­но­сят­ся к 11 в.); по­сле 14 в. Б. в осн. за­ме­не­ны ко­ло­ко­ла­ми, ос­та­лись пре­им. в мо­на­сты­рях, с кон. 20 в. вновь ис­поль­зу­ют­ся при хра­мах. В зап.-хри­сти­ан­ском цер­ков­ном оби­хо­де за­ме­на Б. на ко­ло­ко­ла осу­ще­ст­ви­лась зна­чи­тель­но рань­ше (с 7 в.); на Стра­ст­ной не­де­ле, ко­гда в ко­ло­ко­ла не зво­нят (т. н. пост ко­ло­ко­лов), ис­поль­зу­ют­ся ко­ло­туш­ки и тре­щот­ки. Б. бы­ту­ет так­же в ка­че­ст­ве пас­ту­ше­ско­го, сто­ро­же­во­го, опо­вес­ти­тель­но­го сиг­наль­но­го ин­ст­ру­мен­та.

Лит.: Ка­зан­ский П. С. О при­зы­ве к бо­го­слу­же­нию в вос­точ­ной церк­ви // Тру­ды Пер­во­го ар­хео­ло­ги­че­ско­го съез­да в Мо­ск­ве, 1869. М., 1871. Т. 1; Еси­по­ва М. Би­ло в тра­ди­ци­ях древ­них ре­ли­гий: хри­сти­ан­ст­во и буд­дизм // Гим­но­ло­гия: Уче­ные за­пис­ки На­уч­но­го цен­тра рус­ской цер­ков­ной му­зы­ки им. прот. Д. Ра­зу­мов­ско­го. М., 2004. Вып. 3. См. так­же лит. при ст. Ко­ло­кол.

Вернуться к началу