ПО́СТРИГ МОНА́ШЕСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПО́СТРИГ МОНА́ШЕСКИЙ, в христианстве обряд, знаменующий принятие человеком монашества. Название происходит от элемента этого обряда – пострижения части волос на голове принимающего монашество.
Традиция П. м., по преданию, была введена в 4 в. в егип. монастырях прп. Пахомием Великим. В 5 в. П. м. известен уже как регулярная практика. Согласно автору Ареопагитского корпуса (5–6 вв.) и прп. Феодору Студиту (8–9 вв.), П. м. представлял собой одно из церковных таинств, подобное крещению; в нём прощались грехи, совершённые после крещения. Согласно законодательству имп. Юстиниана I (535), П. м. запрещался без прохождения 3-летнего подготовит. периода (см. Послушничество, Новициат). К 9 в. в Византии уже существовала, а к 10 в. окончательно установилась практика различения 2 этапов П. м. по степени строгости принимаемых обетов – малой схимы и великой схимы.
В совр. христианстве П. м. не является церковным таинством; он рассматривается как обряд введения постригаемого в монашество – совершенный образ христианской жизни, основанный на отречении от мира и связанных с ним 3 осн. обетах: девства, добровольной нищеты и послушания духовным наставникам. Согласно совр. Уставу РПЦ, П. м. предшествует период испытания («искуса»), во время которого кандидат в монашество пребывает в монастыре в чине трудника, затем послушника (при этом он может стать рясофором, при посвящении в которого также совершается обряд пострижения волос), и только после этого он может принять П. м. в малую схиму (собственно монашество). По совр. правилам недопустимо принятие в монастырь и дальнейший П. м. лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, без удостоверения личности, а также лиц, обременённых долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами. П. м. должен быть добровольным. Он совершается в монастыре епархиальным архиереем или игуменом монастыря в присутствии братии с участием духовного наставника, который становится восприемником новопостриженного. П. м. вне монастырей (т. н. монашество в миру) является исключением из общего правила. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Монахи, непорочно живущие в малой схиме, могут принять второй П. м., т. е. великую схиму. П. м. в малую и великую схимы сопровождаются наречением постригаемому нового имени, его переоблачением и переобуванием, имеющими символич. значение изменения жизни. П. м. сопровождается молитвенными чинопоследованиями. Форма выстрижения волос при П. м. в разных христианских традициях различалась и могла меняться со временем: оставление «ободка» волос вокруг головы (разновидность – «гуменцо») как подражание терновому венцу Христа, в дальнейшем получившее наибольшее распространение в Римско-католич. церкви (см. Тонзура); полное пострижение головы в подражание ап. Павлу; наиболее распространённой формой стало крестообразное пострижение волос.
В Римско-католич. церкви обряды пострижения волос при посвящении в монахи и при рукоположении белого духовенства с 1973 не проводятся (отменены папой Римским Павлом VI), при этом сохраняется традиц. ношение папой Римским, кардиналами и епископами спец. головного убора (т. н. пилеолус), ранее предназначавшегося для содержания тонзуры в тепле.
В древнем христианстве (особенно западном) пострижение волос на голове употреблялось также при поставлении в чтецы и священники. Согласно 33-му канону Трулльского собора (691–692), непостриженным запрещалось учить с амвона в церкви.
Сходные по своему символич. значению с христианским П. м. обряды бритья монахами головы и лица существуют также в буддизме и индуизме.